Приветствую Вас Гость!
Четверг, 14.12.2017, 18:17
Главная | Регистрация | Вход | RSS| Страницы истории Афганистана

БАМИАН [28]КАРА-ТЕПЕ (Термез) [3]САМАНГАН (Айбак) [1]СУРХ-КОТАЛ [5]
ФАЯЗ-ТЕПЕ (Термез) [4]VARIOUS STATUES [46]

Главная » Фотоальбом » ПАМЯТНИКИ БУДДИЗМА » VARIOUS STATUES » АБХАЙЯ МУДРА

АБХАЙЯ МУДРА

Статуэтка стоящего Будды. Бронза, литьё. Гандхарское искусство, III-IV вв. н. э., Афганистан. Музей Гиме, Париж, фото: Exif, oct.2006
В реальном размере 320x547 / 60.3Kb
236 1 0.0

Добавлено 01.08.2016 baktria

Всего комментариев: 1
0  
1 baktria   (01.08.2016 05:08)
В ЗАСТАВКЕ: Статуэтка стоящего Будды. Бронза, литьё. Гандхарское искусство, III-IV вв. н. э., Афганистан. Музей Гиме, Париж, фото: Exif, пользователь ресурса commons.wikimedia.org; собственная работа, 16.10.2006.

Будда изображен в монашеском одеянии, в антаравасаке, уттара санги и в накидке самгхати*. Левая рука придерживает край одеяния, правая согнута в локте на уровне живота и поднята вверх с развёрнутой к зрителю ладонью с вытянутыми вверх пальцами в защищающем жесте абхайя мудра**

Как и во многих других памятниках гандхарского искусства позднего периода (3-й 4-й век н.э) уши нашей статуи изображены большими и очень удлинённыеми, с преувеличением, очевидно несущим символический смысл***.

Будда имеет крупный хохолок, закрывающую ушниша, со стилизованным изображением кудрей и с приданием ему шаровидной формы, что также характерно для позднейших гандхарских изображений Будды.



Таким (фигура в рост, с жестом правой рукой абхайя мудра) Будда изображён на реверсе монет кушанского императора Канишки I в (перв. половина II в. н. э., в настоящее время известны шесть золотых монет периода его более чем сороколетнего правления).

* антаравасака («внутренняя одежда»), своего рода аналог нижнего белья. представляющая собой кусок ткани, которым оборачивают живот и ноги в зимнее время.
.
уттара санга («верхняя одежда»), полоса ткани напоминающая римскую тогу и достигавшая иногда весьма внушительных размеров: 2 на 7 метров

самгхати или сангхати - накидка-плащ, набрасывающийся на плечи. Все три перечисленных предмета одежды входят в обязательное для буддистского монаха одеяние, так как использовались в быту земной жизни самим Учителем.

** букв. «без страха», жест божества символизирующий защиту, уверенность, отсутствие опасений и, одновременно, доброжелательность. В предшествующей буддизму индуистской иконографии, этот жест означал покровительство и утверждение силы. В некоторых странах буддистского мира, например, у кхмеров, абхайя мудра нередко изображается жестами обеих рук

*** удлинённые уши и мочки статуи могут трактоваться как признак царственности происхождения и царственности предназначения царевича Сиддхартхи (Сиддхаттхи) Гаутамы ставшего Буддой Шакьямуни, а так же как символ сострадания и "слышания" всех направленных к нему молитв. По одной из версий, эта деталь, часто встречающаяся в буддистской иконографии вызвана к жизни традициями некоторых перенявших буддизм народов, в культуре которых было оттягивать и обезображивать свои уши, якобы, для красоты.

©Exif/commons.wikimedia.org
©baktria

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]