Приветствую Вас Гость!
Четверг, 21.09.2017, 20:49
Главная | Регистрация | Вход | RSS| Страницы истории Афганистана

БИБЛИОТЕКА [25]КАБУЛЬСКИЙ МУЗЕЙ [30]МЕМУАРЫ [9]МУЗЕИ [43]
ОБЕЛИСКИ [16]САЙТЫ [3]

Главная » Фотоальбом » БАЗЫ ДАННЫХ » КАБУЛЬСКИЙ МУЗЕЙ » РОНДО ИЗ БЕГРАМА

РОНДО ИЗ БЕГРАМА

Выполненный из стюка медальон с портретом юноши (возможно, греческого поэта III в. до н. э. Менандра), предположительно - стенное украшение царского дворца.
В реальном размере 707x711 / 77.2Kb
280 2 5.0

Добавлено 14.06.2015 baktria

Всего комментариев: 2
+1  
1 baktria   (14.06.2015 11:11)
В ЗАСТАВКЕ: Эмблемата в виде бюста юноши (возможно, поэта Менандра*), Беграм I-III в. н. э., стюк, диам. 0, 223 см. Кабульский музей (K.M. inv. no. 57-1-44)



* Менандр сын Деопейфа (др.-греч. Μένανδρος); [342 до н. э.—291 до н. э.], древнегреческий комедиограф, крупнейший мастер новоаттической комедии.

Сохранилось немало его изображений (преимущественно в римских копиях с древнегреч. образцов), М. нередко изображался юношей - тема юности как личного достоинства и, даруемой молодостью любви - одна из основных в произведениях поэта. Из более чем ста его комедий до нашего времени полностью (за исключением нескольких строк) дошла только комедия «Δύσκολος» «Брюзга». Отрывки из прочих его произведений дошли о нас в цитатах (его цитировали в т. ч. и ранние христианские проповедники: апостол Павел, блаженный Иероним, Климент Александрийский), либо фрагментарно выявлены в XIX-XX веках. Сохранилось собрание однострочных изречений Менандра, числом до 760 (т. н. гномай моностихой γνώμαί μονόστιχοι). Наследие Менандра пополнилось папирологическими находками, сделанными в прошлом веке. В 1901—1960 гг. при демонтаже картонажей для мумий, найденных в Фаюмском оазисе, была открыта значительная часть свитка III в. до н. э. (наиболее близкого ко времени жизни комедиографа) с комедией «Сикионцы». В 1905 году в Египте, на месте древнего Афродитополя был найден склад папирусных документов VI в., включая остатки папирусного кодекса — книги с комедиями Менандра. Всего было найдено более 1300 стихов из пяти комедий: «Третейский суд», «Самиянка», «Отрезанная коса», «Герой» и одной неизвестной комедии. В 2003 году в сирийской рукописи IX века из Библиотеки Ватикана были найдены отдельные листы-палимпсесты со стертым греческим текстом IV века. Греческий текст оказалось возможным восстановить; он представляет собой около 200 строк из «Брюзги» и около 200 строк ещё одной комедии Менандра, которую пока не удалось идентифицировать [по тексту рус. ВИКИПЕДИИ].



Один из индо-греческих царей (165-130 гг. до н. э) носил имя Менандр, вступив на престол в смутные времена узурпаторства, этот царь совершил несколько завоевательных походов в долину Ганга и перенёс столицу своего государства из Таксилы (в нынешнем Пенджабе в трёх дневных переходах от истока Инда) в Сагалу (Sialkot, в нескольких км. от современной индо-пакистанской границы). Менандр оказывал покровительство буддизму и сам принял эту религию. После смерти Менандра царство, основанное на принципах олигархического правления, распалось и его остатки были поглощены скифоязычными саками. Что касается самого царя, то он со временем был провозглашён архатом и ему оказывалось поклонение.

+1  
2 baktria   (19.06.2015 07:26)
ДОПОЛНЕНИЕ:

К. В. Тревер, Бактрийский бронзовый фалар с изображением Диониса// Труды Государственного Эрмитажа. Т. V. (Культура и искусство народов Востока, 6). Л.: 1961. С. 98-109.

Большой набор слепков (50 шт.) был обнаружен и на территории Бактрии во время раскопок 1939-1940 гг. в Беграме, древней Капише (Афганистан)*. Эти гипсовые медальоны являются, по словам изучавшего их О. Курда, слепками с медальонов, припаянных к сосуду. Они висели, должно быть, на стенах мастерской, судя по дырочкам, просверленным в бортиках** и служили своего рода образцами.

Тематикой беграмских слепков являются главным об­разом персонажи вакхического круга — Дионис, сатиры, силены, вакханки, т.е. сюжеты, наиболее подходящие для украшения пиршественных чаш. Но местный заказчик мог выбрать и для конского фалара приглянувшееся ему изоб­ражение из числа этих вакхических образов [(103/104)].

О. Курц датирует беграмские слепки I-II веком н.э., полагая, что оригиналы их были созданы в Александрии в I веке н.э., а, может быть, и несколько раньше*** Эту дату Ш. Пикар считает заниженной, полагая, что эти слепки могут восходить и ко времени Селевкидов и Лагидов****.

В связи с замечательными медальонами Беграма нельзя не вспомнить аналогичную находку в Херсонесе, где в мастерской гончара в 1888 г. были обнаружены глиняные формы для оттиска медальонов (40 целых и множество обломков). Б.В. Фармаковский и В.К. Мальмберг тогда же указывали на то, что в середине III века до н.э. в ходу было подражать в глине драгоценным сосудам из серебра и золота 5. [24] По мнению Э. Миннса, датирующего херсонесские формы второй половиной III века до н.э., одни из них были сделаны с emblemata в серебряных чашах, другие воспроизводили мраморную скульптуру, третьи — терракотовые оригиналы*****.

* J. Hасkin. Nouvelles recherches archeologiques a Begram. (1939-1940). Paris, 1954, стр. 110, стр. 274-320.

** O. Kurz. Begram et l'Occident greco-romain, глава в книге: J. Haсkin. Ук. соч., стр. 138-140. По мнению R.Е. Wheeler (Romano-buddhist art: an old problem related. Antiquity, т. XXIII, № 89. Lon­don, 1949, стр. 14), эти медальоны являлись оригинальными моделями для изготовления медальонов на дне серебряных чаш — мнение, с которым не соглашается О. Курц (ук. соч., стр. 139-140). Эти медальоны воспроизведены в указанной статье R.Е.М. Wheeler, табл. IX (два медальона). См. также: Ahmad Ali Коhzad. Begram a la lumiere d'un recent ouvrage intitule» Nouvelles recherches archeologiques a Begram», Afghanistan, t. X, № 4. Kaboul, 1955, табл, к стр. 4.

*** О. Кurz. Ук. соч., стр. 138-140. Ср. также: Achille Adriani. Segnalisazioni alessandrine I. Le scoperte di Begram e l’arte alessandrina. Archaeologia Classica, т. VII, fasc. 2. Roma, 1955, стр. 124-138.

**** 2 Сh. Picard. Рецензия на книгу Hackin (см. мою стр. 103, прим. 4) в Comptes rendus de l’Academie des inscriptions et belles-lettres. Paris, 1954, стр. 490-491.

***** Б.В. Фармаковский. Обломок глиняной чаши, украшенный рельефом, из Ольвии. ИАК, вып. II СПб., 1902, стр. 75-77; К.В. Тpевер. Полихромная ваза 1901 г. из Ольвии. MAP, № 36, СПб., 1918, стр. 66. и E. Minns. Scythians and Greeks. Cambridge, 1913, стр. 364-366, 385.

ПУБЛИКАЦИЯ

©kronk.narod.ru

ТРЕВЕР, Камилла Вас. [25. 01. 1892, Санкт-Петербург — 11. 11. 1974, Ленинград], видный отечественный искусствовед и историк, локтор ист. наук, член-корреспондент АН СССР (1943), Заслуженный деятель науки Узбекской ССР. С 1919 - сотрудник ГЭ, руководила семинаром по методике работы с памятниками. Автор исследований по истории, культуре и искусству Средней Азии, Закавказья и Ирана. Орден Ленина (1956), орден «За научные заслуги» (Иран, 1935).

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]