ДОПОЛНЕНИЕ:
К. В. Тревер, Бактрийский бронзовый фалар с изображением Диониса// Труды Государственного Эрмитажа. Т. V. (Культура и искусство народов Востока, 6). Л.: 1961. С. 98-109.
Большой набор слепков (50 шт.) был обнаружен и на территории Бактрии во время раскопок 1939-1940 гг. в Беграме, древней Капише (Афганистан)*. Эти гипсовые медальоны являются, по словам изучавшего их О. Курда, слепками с медальонов, припаянных к сосуду. Они висели, должно быть, на стенах мастерской, судя по дырочкам, просверленным в бортиках** и служили своего рода образцами.
Тематикой беграмских слепков являются главным образом персонажи вакхического круга — Дионис, сатиры, силены, вакханки, т.е. сюжеты, наиболее подходящие для украшения пиршественных чаш. Но местный заказчик мог выбрать и для конского фалара приглянувшееся ему изображение из числа этих вакхических образов [(103/104)].
О. Курц датирует беграмские слепки I-II веком н.э., полагая, что оригиналы их были созданы в Александрии в I веке н.э., а, может быть, и несколько раньше*** Эту дату Ш. Пикар считает заниженной, полагая, что эти слепки могут восходить и ко времени Селевкидов и Лагидов****.
В связи с замечательными медальонами Беграма нельзя не вспомнить аналогичную находку в Херсонесе, где в мастерской гончара в 1888 г. были обнаружены глиняные формы для оттиска медальонов (40 целых и множество обломков). Б.В. Фармаковский и В.К. Мальмберг тогда же указывали на то, что в середине III века до н.э. в ходу было подражать в глине драгоценным сосудам из серебра и золота 5. [24] По мнению Э. Миннса, датирующего херсонесские формы второй половиной III века до н.э., одни из них были сделаны с emblemata в серебряных чашах, другие воспроизводили мраморную скульптуру, третьи — терракотовые оригиналы*****.
* J. Hасkin. Nouvelles recherches archeologiques a Begram. (1939-1940). Paris, 1954, стр. 110, стр. 274-320.
** O. Kurz. Begram et l'Occident greco-romain, глава в книге: J. Haсkin. Ук. соч., стр. 138-140. По мнению R.Е. Wheeler (Romano-buddhist art: an old problem related. Antiquity, т. XXIII, № 89. London, 1949, стр. 14), эти медальоны являлись оригинальными моделями для изготовления медальонов на дне серебряных чаш — мнение, с которым не соглашается О. Курц (ук. соч., стр. 139-140). Эти медальоны воспроизведены в указанной статье R.Е.М. Wheeler, табл. IX (два медальона). См. также: Ahmad Ali Коhzad. Begram a la lumiere d'un recent ouvrage intitule» Nouvelles recherches archeologiques a Begram», Afghanistan, t. X, № 4. Kaboul, 1955, табл, к стр. 4.
*** О. Кurz. Ук. соч., стр. 138-140. Ср. также: Achille Adriani. Segnalisazioni alessandrine I. Le scoperte di Begram e l’arte alessandrina. Archaeologia Classica, т. VII, fasc. 2. Roma, 1955, стр. 124-138.
**** 2 Сh. Picard. Рецензия на книгу Hackin (см. мою стр. 103, прим. 4) в Comptes rendus de l’Academie des inscriptions et belles-lettres. Paris, 1954, стр. 490-491.
***** Б.В. Фармаковский. Обломок глиняной чаши, украшенный рельефом, из Ольвии. ИАК, вып. II СПб., 1902, стр. 75-77; К.В. Тpевер. Полихромная ваза 1901 г. из Ольвии. MAP, № 36, СПб., 1918, стр. 66. и E. Minns. Scythians and Greeks. Cambridge, 1913, стр. 364-366, 385.
ПУБЛИКАЦИЯ ©kronk.narod.ru ТРЕВЕР, Камилла Вас. [25. 01. 1892, Санкт-Петербург — 11. 11. 1974, Ленинград], видный отечественный искусствовед и историк, локтор ист. наук, член-корреспондент АН СССР (1943), Заслуженный деятель науки Узбекской ССР. С 1919 - сотрудник ГЭ, руководила семинаром по методике работы с памятниками. Автор исследований по истории, культуре и искусству Средней Азии, Закавказья и Ирана. Орден Ленина (1956), орден «За научные заслуги» (Иран, 1935).