В ЗАСТАВКЕ: Голова Будды с ушнишей
*, II-III вв. н. э., стукко, Тепе Калан, Хадда. Описание: K.p. Ha. 1026. 93. K. M. inv. no. 63-3-436. H 0.33. Stucco. G. 817291211/2; MDAFA, VI, pl. 2; G.G., 61, fig. 67 (M.K.61-3-67); MIZ, 105; DUP, 36; ROW, 66, fig. 64; ROW, 71, fig. 110; MIY, 218; J.P., 410
**. Head of the Buddha with an ushnisha. From Tepe Kalan.
Воспроизведение: Catalogue of the National Museum of Afghanistan, 1931-1985; Art Museums and Monuments series UNESCO Publishing, ISBN-10: 92-3-104030-8, ISBN-13: 978-92-3-104030-6/page 295 (catalog number # K.p. Ha. 1026. 93.), pag. 386.
* ушниша (санскр. उष्णीष usnisa, “головная повязка; тюрбан”) — своеобразная трёхмерная выпуклость на макушке головы (над т. н. "родничком", костным швом черепа), покрытая волосами. Ушниша, согласно канону, является одним из обязательных иконографических признаков Будд и являет собой свидетельство достигнутого просветления. Обычно изображается в виде выступа, преимущественно овальной формы. Буддистские аскеты в напоминание о пути просветления завязывали на макушке пряди волос в тугой узел (в области сахасрара-чакры). Практическое происхождение ушниши, возможно, связано с традицией укладывать особым образом и завязывать волосы в пучок для ношения тюрбана, что было обычным в кругах аристократии, в которых в юности вращался царевич Сиддхартха - мужская мода того времени предполагала ношение длинных волос. В буддизме ушниша является одним из «тридцати двух признаков» высшего существа, «великого человека». Иконография ушнишы получила распространение в I веке н.э. в греко-буддийском искусстве, к памятникам которого относится голова Будды из Хадды, выполненная из шифера.
** СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО УКАЗАТЕЛЮ
ТУТ (Размер каталога в формате
PDF 57.6 МБ)
©National Museum of Afghanistan
©www.unesco.org-afghanmuseum
©Catalogue of the National Museum of Afghanistan, 1931-1985/Francine Tissot, UNESCO 2006
©baktria 2015