В ЗАСТАВКЕ: Сосуд-водолей «Киннари», I-II вв. н. э. керамика, глазурь под патину, Беграм, 13-я зала, Национальный музей Афганистана, Кабул. Фото:
www.education.asianart.org Киннары, полубожественные существа в индуизме, изображались в виде людей с конскими головами или птицами с человеческими головами. Самки киннаров имели голову, погрудную часть туловища, руки женщины и крылья, хвост и лапы лебедя. Согласно поверью, киннары происходят от Брахмы и родились из его стоп. Индуисты верят, что киннары служат певцами музыкантами и танцорами в свите бога Куберы и обитают на мифической горе
Химаванте. Их наименование на древне-индийском передавало удивлённо-восхищённое восклицание: «что за люди?», возможно, напоминая ещё о том, что эти фантастические существа были ко всем прочим своим странностям ещё и гермафродитами.
РАЗМЕЩЕНИЕ [1570 x 1130 пикс., 96 Кб].
Керамический сосуд, происходящий из раскопок в Беграме, является одним из шедевров коллекции Кабульского музея.
РАЗМЕЩЕНИЕ [1162 x 1604 пикс., 147 Кб].
Рот киннара служит носиком для слива, через отверстие в верхней части сосуда в сосуд добавлялась жидкость, причёска изображённая аркой, протянувшейся от затылка киннары к её спинке, превращается в ручку. Выполненный из керамики, водолей имеет вид изделия из патинированной бронзы: это зрительное впечатление придаёт ему сине-зелёная глазурь, покрывающая поверхность водолея, имитируя значительно более дорогой материал. При раскопках Беграма, археологи DOFA обнаружили немало изделий из бронзы, в том числе – привозных, поэтому можно предположить, что и этот водолей не случайно попал в коллекцию своих древних владельцев, явившись выражением их художественного вкуса.
©www.education.asianart.org
©www.clt.astate.edu