Главными центрами почитания Сераписа в Египте были Александрия и Мемфис, в этих городах существовали многочисленные мастерские, в которых создавались терракотовые, бронзовые, каменные статуэтки Сераписа, медальоны, декоративные подвески и проч., изображающие его в различных ипостасях и слияниях с божествами, сообразуясь со вкусом и выбором заказчика или покупателя. На кораблях и с караванами торговцев изображения Сераписа развозились по всему эллинистическому миру от Др. Рима до берегов Инда. В Риме его культ был внесён в перечень государственных ещё в 312 году до н. э., но получил особенно широкое распространение в эпоху императоров из дома Флавиев (I в. н. э.): считалось, что Серапис явился во сне центуриону Титу Флавию Веспасиану и предсказал ему, что со временем он воцарится в Риме. Когда в году император Адриан и его супруга Сабина прибыли в Египет (130 г. н. э.), в Александрии были отчеканены монеты на которых императорская пара изображена в облике Сераписа и Исиды
*. Нерон покровительствовал храму Сераписа в Риме. Император Каракалла служил ему в качестве жреца. Встречается изображение Сераписа на монетах Коммода, а так же императоров из следующего правящего дома – Северов.
В 389/391 году император Феодосий I после подавления нередких в Александрии межрелигиозных беспорядков, распорядился разрушить храмы и святилища богов, адепты культов которых принимали участия в волнениях и сопротивлению властям. Император отдал приказ воинам разрушить и главное святилище Сераписа, а «de Idolo Serapidis diruendо»
**. Солдаты ворвались в Серапиум, разбили статуи, разграбили сокровищницу, сожгли богатую храмовую библиотеку. Согласно довольно неуклюжей легенде, сочинённой, скорее всего кем-то из христианских монахов-пустынников, во множестве селившимся тогда в Египте, в основании храма воины нашли изображение монограммы Христа. Старое время и его боги отходили в область преданий, с ними канул в Вечность и Серапис, почитание которого продолжалось в этом временном мире семь столетий.
В России в старину использовали имя Серапион – это тоже один из немногих отголосков памяти о Сераписе, вместе с именами Пафнутий, Онуфрий , Анисья он доносил в русские снега дыхание африканской пустыни.
* Mattingly H., Sydenham E. Roman imperial coinage, CREBM. III. P. clxxii.
** описание свержения идола Сераписа см. Руфин Аквилейский,
Церковная история, кн. II (XI) гл. 23.
«Серапис и Исида» из книги С. Ю. Сапрыкина Религия и культы Понта эллинистического и римского времени. — Москва-Тула: Гриф и К, 2009. №
17 The John С. and Susan L. Huntington photographic archive of buddhist and asian art
ТУТ Bibliography: O. Kurz, 1954, MDAFA, XI, ch. V, pp. 147-50; catalogue, pp. 276-93;
© John C. and Susan L. Huntington
© huntington.wmc.ohio-state.edu
© V. Thewalt, 1969
© Francine Tissot 2006