Бронзовая статуэтка эллинистического египетского бога Гарпократа принадлежит к группе бронзовых объектов, которые были импортированы из римского Средиземноморья, скорей всего, из самого Египта или Италии. Ребенок, прикладывающий к губам палец, представляет собой каноническое изображение одной из ипостасей бога Хора, сына Изиды и Озириса. Моделирование фигуры, мягкие, перетекающие линии тела вызывают ассоциации с эпохой классической античной скульптуры, впитавшей и усвоившей приёмы Праксителя. Изделия из бронзы наряду со стеклом, монетами а в некоторых случаях и каменной скульптурой – пример активного торгового обмена между землями Древней Бактрии и ареалом Средиземноморья, который по причине многолетнего военного противостояния Рима и Парфии приходилось вести по воде через порты Индии. Входя в состав Кушанской Империи, Бактрия на «стыке» двух времён – «до нашей» и «нашей эры» была одной из самых значительных областей Древнего мира, так или иначе, прямо или опосредованно сохраняя связи и контакты с самыми отдалёнными в пространстве частями тогдашней человеческой ойкумены.
Начал переводить английский текст и так увлёкся, что, уже перейдя на собственный, сохранил стиль начального текста. Ай да, Бактрия! Ай да сукин сын!
Кое-что о самом божестве.
Άρποκράτης - греческая транскрипция одного из египетских эпитетов бога Гора, Har-pa-khered или Heru-pa-khered можно перевести как «Гор-ребёнок». Это имя-эпитет впервые встречается в посвятительной надписи в гробнице царя VI дин. Меренра. В более поздние времена появляются и его изображения: обычно мы видим мальчика, сидящего на распускающемся цветке лотоса с детской косой на голове (переплетённый и завитой пучок волос) на голове и указательным пальцем правой руки, приложенной ко рту – жест, имитирующий детство и непосредственность восприятия, характерный для этого возраста. У египтян он символизировал только что вставшее утреннее солнце, в то время как, достигнув зенита, Гор приобретал форму сокола-перепелятника – могучей, стремительной и свирепой птицы. Мать его Изида родила его, чудесным образом зачав дитя от забальзамированного трупа его отца Озириса, на мумию которого в виде соколицы она опустилась. Понимаю, что это не для слабонервных, но зато эта штука посильней чем «Фауст» Гёте, как написал однажды один наш соотечественник, а затем насмешливо пропел другой.
Говорят, греки, впервые увидевшие изображения Герпократиса в эпоху Птолемеев, потомков первого царя эллинистического Египта Птолемея Лага, полководца Александра Македонского. Старик Птолемей получил после раздела александровой Империи Египет и близлежащие земли Нубии. Так грек, вернее, македонец стал родоначальником последней династии Египта. Рациональные и много уже перевидавшие в своих походах греки будто бы сочли этот жест за знак, призывающий к соблюдению молчания (силенциум) и тишины, не поняв условного его значения, стали почитать Гарпократиса богом тишины. В этой версии многие концы не сходятся с концами, но мы с вами, чтобы не морочить себе голову, примем её на веру.
Именно в такой ипостаси мы и видим нашего малыша. Специалисты разошлись во мнении о месте изготовления фигуры, скорее всего, это не Египет, а Италия. В пользу такого происхождения говорит среди прочего чрезвычайно уменьшенная от необходимых пропорций корона Верхнего и Нижнего Египта, знак божественности и царского статуса, которая традиционно изображалась состоящей из двух частей – красной и белой и является одним из древнейших геральдических символов в истории.
Приложу ещё пару изображений Гарпократа, созданные в разные периоды и в различных трактовках.
Гор-Гарпократ, сардоникс. I в. до н. э. 2,5 х 1,5 см. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж. Инв. № Ж 295. Происхождение: Поступила в собрание Эрмитажа в 1787 г. из коллекции герцога Орлеанского, купленной Екатериной II, страстной поклонницей резного камня.
Михаил Козловский "Амур в образе Гарпократа". 1797. Мрамор. ГРМ. Выставка работ Михаила Козловского в Михайловском дворце Источник: МУЗЕУМ_РУ
Мих. Козловский – русский скульптор периода классицизма. Сын флотского трубача, не доживший и до пятидесяти и умерший на следующий год, после того как завершился XVIII век, Мих. Ив. Козловский был одним из величайших мастеров русской скульптуры - наиболее, наверное, идеологизированного жанра изобразительного искусства. Самое известное его произведение - петергофский Самсон, православный святой, разрывающий пасть шведского льва - прозрачная аллегория века аллегорий, из которого шествует к нам Екатерина Великая запечатлённая в образе Филицы, а чаще - Минервы или Фемиды, Козловский ваял её такой, укрытой античным шлемом и указующей на свитки законов, величественной и грозной с неизменной улыбкой античной богини. «Ревнитель Фидию, российский Бонарот», аттестовал Козловского Пушкин.
Амур-подросток, одной рукой привычным жестом охотника "вслепую", готовящийся выхватить стрелу из колчана, закинутого за спину, и чуть согнутым указательным пальцем другой тянущийся к губам, уже полуоткрытым в торжествующей усмешке - одна из поздних работ скульптора.