Приветствую Вас Гость!
Суббота, 21.09.2019, 03:19
Главная | Регистрация | Вход | RSS| Страницы истории Афганистана

БИБЛИОТЕКА [32]КАБУЛЬСКИЙ МУЗЕЙ [39]МЕМУАРЫ [9]МУЗЕИ [52]
ОБЕЛИСКИ [26]САЙТЫ [5]

Главная » Фотоальбом » БАЗЫ ДАННЫХ » КАБУЛЬСКИЙ МУЗЕЙ » СУРЬЯ ИЗ ХАЙР-ХАНА

СУРЬЯ ИЗ ХАЙР-ХАНА

статуя бога солнца Сурьи с двумя мужскими фигурами по бокам, эпоха Кушан, высота 1. 40 м., серо-белый мрамор, III в. н.э. Хайр-Хана близ Кабула, Национальный музей Афганистана, Кабул. Найдена в 1980 году советскими военнослужащими 181 МСП при проведении земляных работ и позднее передана командованием ОКСВА в собрание Кабульского музея (T.Sh.p. KK. 931. 3a, b & c.), где находилась до 1993, когда была похищена грабителями. Ныне местонахождение памятника неизвестно.
В реальном размере 590x1138 / 165.8Kb
120 2 5.0

Добавлено 02.01.2019 baktria

Всего комментариев: 2
+1  
1 baktria   (02.01.2019 14:51)
В ЗАСТАВКЕ: статуя бога солнца Сурьи с двумя мужскими фигурами по бокам, эпоха Кушан, высота 1. 40 м., серо-белый мрамор, III в. н.э. Хайр-Хана близ Кабула, Национальный музей Афганистана, Кабул. Найдена в 1980 году советскими военнослужащими 181 МСП при проведении земляных работ и позднее передана командованием ОКСВА в собрание Кабульского музея (T.Sh.p. KK. 931. 3a, b & c.), где находилась до 1993, когда была похищена грабителями. Ныне местонахождение памятника неизвестно.

Ко Дню Рождения С.Е.Тулупова


В Хайр-Хане (Khair Khāna) вблизи нынешнего Кабула в VII-VIII вв. существовал один из наиболее ранних по времени упоминаний храмов Сурьи*, из которого и происходит этот великолепный мраморный образец культовой скульптуры. К моменту своего извлечения из земли, он сохранился достаточно хорошо.

В поднятых на уровень груди и согнутых в локтях руках божества вероятно находились не сохранившиеся цветки лотоса, бывшего, наряду со свастикой, одним из наиболее часто изображаемых атрибутов Сурья.



Две мужские фигуры по бокам - это, возможно, Брахма (с бородой и с пером руке) и опахалоносец (иногда вместо опахала в руках второго "спутника" божества изображалась раковина). Обычно по бокам Сурья так же изображались двое воинов-стражников Данда и Пингала с мечами (кхаджа) в руках.

В Enciclopedia dell' Arte Antica (1997) di G. Verardi, в словарной статье SŪRYA, говорится даже о том, что храм этот был древнейшим из всех храмов, имеющих документальное подтверждение: " Il più antico tempio documentato è dunque quello di Khair Khāna presso Kabul (v.), risalente secondo alcuni agli inizi, secondo altri alla fine del VII sec., o agli inizi dell'VIII. ".

И далее: "La spettacolare immagine del dio, in marmo bianco, che si trovava nella cella principale, indossa la più ricca e ornata veste di tipo scitico che ci sia nota, arricchita da innumerevoli gioielli."/Впечатляющий образ бога из белого мрамора, который находился в главном зале, имеет самый богатый и пышно украшенный "скифский" стиль, какой известен нам, обогащенный бесчисленными драгоценностями.

Культы Будды и Сурия в Гандхаре имели пересечения, которые можно отметить по иконографии Будды: так в ряде рельефов кушанской эпохи Будда изображён не в антропоморфной форме, а в виде солнечного диска что, возможно, являлось выражением представлений о некоей небесной двери, портале, образованном солнцем, переходе, освобождающем от сансары и подчёркивающем линию Сурьяваны.

Известие о находке статуи довольно оперативно опубликовано Полем Бернаром (1929-2015) и Фр. Грене (1952), но без указаний на обстоятельства находки: Bernard P., Grenet F. Découverte d’une statue du dieu solaire Surya dans la région de Caboul // Studia Iranica. T. 10, fasc. 1.1981. P. 129-146, pls. XIII-XVI.



фреска с изображением Сурья в храмовом комплексе Великих Будд в Бамиане. По сторонам колесницы Сурьи изображены богини рассвета Ушу и Пратьюшу, которые поражают стрелами из луков нападающих демонов, что символизирует их готовность бросить вызов тьме.


SŪRYA, на санскрите букв. «Солнце», सूर्य , бог Солнца в индуизме. Один из братьев Адитьев, сын Дьяуса и Адити, носитель света, податель жизни, небесный страж и око богов, обладающий даром целительства, индуисты верят, что Сурья проезжает по небу в колеснице, в которую запряжена семёрка лошадей (в ряде изображений божества в колеснице всего один конь, но с семью головами, символизирующими солнечные лучи). Сюжеты о Сурье и его борьбе с демонами мрака описаны в «Махабхарате» и в «Ригведе», где ему посвящено десять гимнов.

В середине первого тысячелетия н.э. древнее почитание Сурьи испытало расцвет и чрезвычайно распространилось на Востоке из-за слияния его культа с набирающим силу на Западе культом иранского Митры, ставшего чрезвычайно популярным и любимым среди низших слоёв населения Римской империи, её гладиаторского сословия и её армии. В Индии для почитания божества были выстроены огромные храмовые комплексы в Мультане, в Гуджарате, храм Модхера (завершён в 1026), в Конараке (XII в.).

На Севере Индостана Сурью, как правило, изображали облачённым в короткое одеяние с поясом на талии (называемом палиянга), с коротким мечом в ножнах, который заткнут за пояс, на ногах у бога сапоги — на севере Сурью считали единственным богом, носящим обувь. На юге Индостана Сурью изображали босым с бутонами лотоса в руках. Над высокой короной Сурьи (киритамукута) в X—XI веках изображалась маска, символизирующая благоприятные силы (кирттимука).

0  
2 baktria   (02.01.2019 14:54)
Источник фото заставки: Энциклопедия искусства Древнего мира (автор-составитель Ольга Борисовна Краснова). ОЛМА Медиа Групп, 2002 - Art, Ancient - 351 p. Скан фото выполнен и редактирован baktria, янв. 2019.



фото по каталогу Кабульского музея: Catalogue of the National Museum of Afghanistan № 285.25, 1931–1985 – - ISBN 978-92-3-104030-6 - © UNESCO, 2006. Размер скана: 1306 Х 812, 232 Кб.


Фотографий этого памятника в Сети немного и они в большинстве своём довольно низкого качества. Для публикации я воспользовался интернет-сканом страницы из Энциклопедии искусства Древнего мира, несколько уменьшив его для удобства размещения

* впервые этот участок был исследован в 1934 году Jean Carl из Французской археологической миссии, им были обнаружены остатки двух достаточно крупных построек, которые, по мнению эксперта, не являлись буддийскими монастырями. Здания были интерпретированы как индуистские храмы позднего периода (VII век нашей эры). находки были скудны, но, тем не менее, открыли новые направления для дальнейших исследований.

В начале января 1980 в Хайр-Хане (в русской традиции "Тёплый Стан") были переведены из Пули-Чархи и размещены для постоянной дислокации подразделения славного 181 МСП, находившиеся в Х.-Х. до конца января-начала февраля 1989 года.

© Enciclopedia dell' Arte Antica (G. Verardi, 1997)/treccani.it
© Энциклопедия искусства Древнего мира, О.Краснова, ОЛМА Медиа Групп, 2002
© Catalogue of the National Museum of Afghanistan, 2006, p. 357
© Страницы истории Афганистана, baktria, 2018-19

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]