В ЗАСТАВКЕ: статуя бога солнца Сурьи с двумя мужскими фигурами по бокам, эпоха Кушан, высота 1. 40 м., серо-белый мрамор, III в. н.э. Хайр-Хана близ Кабула, Национальный музей Афганистана, Кабул. Найдена в 1980 году советскими военнослужащими 181 МСП при проведении земляных работ и позднее передана командованием ОКСВА в собрание Кабульского музея (T.Sh.p. KK. 931. 3a, b & c.), где находилась до 1993, когда была похищена грабителями. Ныне местонахождение памятника неизвестно.
Ко Дню Рождения С.Е.Тулупова
В Хайр-Хане (
Khair Khāna) вблизи нынешнего Кабула в VII-VIII вв. существовал один из наиболее ранних по времени упоминаний храмов Сурьи*, из которого и происходит этот великолепный мраморный образец культовой скульптуры. К моменту своего извлечения из земли, он сохранился достаточно хорошо.
В поднятых на уровень груди и согнутых в локтях руках божества вероятно находились не сохранившиеся цветки лотоса, бывшего, наряду со свастикой, одним из наиболее часто изображаемых атрибутов Сурья.
Две мужские фигуры по бокам - это, возможно, Брахма (с бородой и с пером руке) и опахалоносец (иногда вместо опахала в руках второго "спутника" божества изображалась раковина). Обычно по бокам Сурья так же изображались двое воинов-стражников Данда и Пингала с мечами (кхаджа) в руках.
В
Enciclopedia dell' Arte Antica (1997)
di G. Verardi, в словарной статье SŪRYA, говорится даже о том, что храм этот был древнейшим из всех храмов, имеющих документальное подтверждение: " Il più antico tempio documentato è dunque quello di Khair Khāna presso Kabul (v.), risalente secondo alcuni agli inizi, secondo altri alla fine del VII sec., o agli inizi dell'VIII. ".
И далее: "La spettacolare immagine del dio, in marmo bianco, che si trovava nella cella principale, indossa la più ricca e ornata veste di tipo scitico che ci sia nota, arricchita da innumerevoli gioielli."/Впечатляющий образ бога из белого мрамора, который находился в главном зале, имеет самый богатый и пышно украшенный "скифский" стиль, какой известен нам, обогащенный бесчисленными драгоценностями.
Культы Будды и Сурия в Гандхаре имели пересечения, которые можно отметить по иконографии Будды: так в ряде рельефов кушанской эпохи Будда изображён не в антропоморфной форме, а в виде солнечного диска что, возможно, являлось выражением представлений о некоей небесной двери, портале, образованном солнцем, переходе, освобождающем от сансары и подчёркивающем линию Сурьяваны.
Известие о находке статуи довольно оперативно опубликовано Полем Бернаром (1929-2015) и Фр. Грене (1952), но без указаний на обстоятельства находки: Bernard P., Grenet F. Découverte d’une statue du dieu solaire Surya dans la région de Caboul // Studia Iranica. T. 10, fasc. 1.1981. P. 129-146, pls. XIII-XVI.
фреска с изображением Сурья в храмовом комплексе Великих Будд в Бамиане. По сторонам колесницы Сурьи изображены богини рассвета Ушу и Пратьюшу, которые поражают стрелами из луков нападающих демонов, что символизирует их готовность бросить вызов тьме.
SŪRYA, на санскрите букв. «Солнце»,
सूर्य , бог Солнца в индуизме. Один из братьев Адитьев, сын Дьяуса и Адити, носитель света, податель жизни, небесный страж и око богов, обладающий даром целительства, индуисты верят, что Сурья проезжает по небу в колеснице, в которую запряжена семёрка лошадей (в ряде изображений божества в колеснице всего один конь, но с семью головами, символизирующими солнечные лучи). Сюжеты о Сурье и его борьбе с демонами мрака описаны в «Махабхарате» и в «Ригведе», где ему посвящено десять гимнов.
В середине первого тысячелетия н.э. древнее почитание Сурьи испытало расцвет и чрезвычайно распространилось на Востоке из-за слияния его культа с набирающим силу на Западе культом иранского Митры, ставшего чрезвычайно популярным и любимым среди низших слоёв населения Римской империи, её гладиаторского сословия и её армии. В Индии для почитания божества были выстроены огромные храмовые комплексы в Мультане, в Гуджарате, храм Модхера (завершён в 1026), в Конараке (XII в.).
На Севере Индостана Сурью, как правило, изображали облачённым в короткое одеяние с поясом на талии (называемом
палиянга), с коротким мечом в ножнах, который заткнут за пояс, на ногах у бога сапоги — на севере Сурью считали единственным богом, носящим обувь. На юге Индостана Сурью изображали босым с бутонами лотоса в руках. Над высокой короной Сурьи (
киритамукута) в X—XI веках изображалась маска, символизирующая благоприятные силы (
кирттимука).