В ЗАСТАВКЕ: сосуд молочного стекла с росписью сценами охоты и рыбалки. Баграм, I-II вв. н.э., размеры: выс. 0.248, диам. 0.117. National Museum of Afghanistan, K. M. inv. no. 58-1-2. ФОТО: ©
musée Guimet, Thierry Ollivier.
Описание при размещении на стр. сайта curiosphere.tv: En bas, le monde de la mer : poissons, coquillages et pêcheur. En haut, la terre ferme : un tigre à la poursuite d’un bouquetin !/Внизу, мир моря: рыба, моллюски и рыбак. Выше, на земле: тигр в погоне за козлом. (Désolé , la page n'existe plus), musée Guimet, Thierry Ollivier (серия Trésor de Begram, verre).
По мнению ряда исследователей, этот сосуд, обнаруженный при раскопках в Беграме, является предметом импорта эпохи эллинизма и происходит из египетских мастерских: в пользу этого мнения может свидетельствовать изображённый в сцене нижнего яруса темнокожий рыбак.
По технике нанесения росписи, сосуд близок к предметам "фаюмского" стекла из стеклоделательных мастерских города Караниса, просуществовавшего до середины V в. (находился на месте нынешнего египетского города Эль-Фаюм).
В Египте уже во времена Новаго царства (1550—1069 г.г. до н. э.) сосуды и изделия из стекла декорировали при помощи эмалевых красителей или необожжённых масляных красок. В позднеантичную эпоху в египетских мастерских приобрела широкое распространение энкаустика - восковая живопись по деревянной основе расплавленными красками, смешенными с елеодорским воском , которую отличает пастозность (объёмность) мазка.
Литература по теме: Coarelli, Filippo, The painted cups of Begram and the Ambrosian Iliad / Filippo Coarelli / Roma : IsMEO , 1962, p. 317-318.
© musée Guimet, Thierry Ollivier (серия Trésor de Begram, verre).
© фотобанк СИА