Приветствую Вас Гость!
Понедельник, 21.08.2017, 17:08
Главная | Регистрация | Вход | RSS| Страницы истории Афганистана

БАМИАН [28]КАРА-ТЕПЕ (Термез) [3]САМАНГАН (Айбак) [1]СУРХ-КОТАЛ [5]
ФАЯЗ-ТЕПЕ (Термез) [4]VARIOUS STATUES [44]

Главная » Фотоальбом » ПАМЯТНИКИ БУДДИЗМА » VARIOUS STATUES » ВАДЖРАПАНИ

ВАДЖРАПАНИ

Буддийский Геракл
В реальном размере 880x797 / 53.0Kb
2132 2 5.0

Добавлено 14.07.2012 baktria

Всего комментариев: 2
0  
1 baktria   (14.07.2012 14:23)
В ЗАСТАВКЕ: Голова Ваджрапани, Афганистан (царство Нагарахара), ранний стиль Хадда, IV-V века, терракота, высота: 41,5 см. © John Eskenazi.

ВАДЖРАПАНИ (санскр. vajra — «удар молнии» или «алмаз», и pāṇi — «в руке»; то есть «держащий ваджру»), бодхисаттва в буддизме, по верованиям, является защитником Будды (один из его троих божеств-охранителей) и символом его могущества. Образ В. — один из наиболее распространённых в буддийской иконографии. В эпоху Гандхары, когда буддизм распространялся на север – в Центральную Азию, впитывая в иконографические традиции эллинистические мотивы, Ваджпрани нередко изображался в виде Геракла, с «алмазной» палицей в руке, в плаще, некогда бывшем шкурой Немейского льва.

В великолепной терракотовой голове Ваджрапани времён Нагарахары*, в дикой львиной шевелюре волос, в суровом выражении угрюмого лица чувствуется художественное влияние и наследие эпохи античности. Гандхара — обширный регион, охватывающий ряд богатых торговых городов в предгорьях Западных Гималаев, чьё состояние позволило им обеспечивать некоторую степень политической автономии в рамках Кушанской империи. Отголоски эллинистического мира, памятного гандхарцам, торговые и политические связи с Китаем, Средней Азией и Индией привело к появлению своеобразной, космополитической традиции искусстве региона.

Эта голова представлялась известным лондонским дилером John Eskenazi 4—21. 03. 2009 года на выставке, приуроченной к Международной азиатской ярмарке искусств в Нью-Йорке.

* Нагарахара, гандхарское название нынешнего Джелалабада. Название происходит от легендарной «пещеры Тени», в которой обитал наг Гопала, наводивший ужас на местное население, скорбя о страданиях людей, Ваджрапани чудесной силой перелетел из срединной Индии, где находился и одним своим видом усмирил дух дракона. Позднее вблизи пещеры возник первый в тех местах буддистский монастырь. «Город Нагарахара был известен как место, где в одной из прошлых жизней молодой аскет Сумати Шакьямуни преподнес цветы Будде Дипанкаре и ему было предсказано, что он достигнет просветления» (О.С. Хижняк, «Строительство буддийских ступ в период правления Ашоки Маурья: мифология и историческая реальность»).

Монах-путешественник Сюань-цзан во второй книге своих писаний оставил описание Нагарахары: «Страна Нахэлохэ ( Нагарахара ) — с востока на запад около 600 ли, с юга на север - 250—260 ли. С четырех сторон окружена горами, нависшие скалы и пропасти грозны и опасны. Столица [в окружности] 20 ли. Правителя нет, и [потому страна] находится в подчинении у государства Цзябиши. Хлеба [произрастают] в изобилии, цветов и фруктов множество. Климат теплый, [даже] жаркий, [жители] нрава простого, бесхитростного, но жестоки и воинственны. Пренебрегают собственностью, уважают ученость, чтут Закон Будды, иноверцев немного. Монастырей много, а монахов совсем мало. Ступы запущены, лежат в развалинах. Храмов дэвов — пять, иноверцев — примерно 100 человек» (Сюань-цзан. Да Тан сиюй цзи. Пекин, 1955, II, с. 82-83, перевод с кит. Н. В. Александровой).

РАЗМЕЩЕНИЕ: АЗИЗ БАЗА

НЕКОТОРЫЕПРИМЕРЫ ИКОНОГРАФИИ: vajrapani

ВАДЖРАПАНИ на сайте www.himalayanart.org: ТУТ

0  
2 baktria   (14.07.2012 14:41)
Бодисатва Ваджрапани Среди бодхисатв особое место занимает Ваджрапани – гневный бодхисаттва, олицетворение силы, устраняющей препятствия на пути к Просветлению. Его имя означает “Рука, держащая ваджру”. В отличие от прочих бодхисатв он изображается в пропорциях дхармапалы, он без нимба, за его спиной бушует пламя. Он синетелый, его атрибуты – ваджра в правой руке, поднятой в тараджни-мудре – мудре угрозы (в индуизме это мудра Шивы), в левой (также в тараджни-мудре) – крюк и петля для ловли душ грешников. Ваджрапани – единственный из гневных божеств, у кого в короне не черепа, символизирующие грехи, а лепестки, символизирующие дхьяни-будд. На его бедрах тигриная шкура (также шиваистский атрибут, связанный с йогической практикой). Изображение Ваджрапани в милостивой форме встречается крайне редко.
Образ Ваджрапани корнями уходит в глубокую древность: дух-оборотень ведических времен и ипостась громовержца Индры, он в раннем буддизме становится легендарным учеником Шакьямуни, бодхисаттвой в махаяне, а в ваджраяне он, оставаясь бодхисаттвой, стал и идамом Гухъяпати Ваджрадхарой, персонификацией одноименной тантры. Ваджрапани также называют тысячным буддой из тех, которые явятся в мир в течение нынешнего мирового периода. Воплощением Ваджрапани был царь Шамбалы Сучандра, которому Будда преподал учение Калачакры.

В “Ваджравидарана-нама-дхарани” говорится, что стражи четырех сторон света обратились к Будде со словами о том, что зло в мире одолевает добро, и Просветленный попросил Ваджрапани придумать средство для защиты чистых духом. Тогда бодхисаттва и принял свою гневную форму.

Вместе с Авалокитешварой и Манджушри он образует основную триаду ламаизма – Милосердие, Мудрость и Сила. Ваджрапани также считается гневной ипостасью Манджушри.

В народных верованиях Ваджрапани заменяет собою громовержца (поскольку ваджра – это молния), он владыка дождей и покровитель змей-нагов, которые были в числе учеников Будды, и именно им Просветленный преподал многие учения, которые еще рано было открывать людям.

Мантра Ваджрапани – ОМ ВАДЖРАПАНИ ХУМ ПЕ. Если человек подвержен страху, если он быстро теряет силы, то ламы советуют ему медитировать на Ваджрапани, каждое утро читая его мантру 108 раз. При этом следует визуализировать бодхисатву и представлять, что из его сердца исходят синий свет и нектар, которые наполняют все тело медитирующего; эти свет и нектар вымывают из тела все страхи, все болезни и все дурное. Все это выходит из человека в виде гноя и грязи. Затем, продолжая читать мантру, необходимо представить, что из сердца Ваджрапани исходят желтый свет с нектаром, которые наполняют тело человека, благословляя его. Другая мантра бодхисатвы – ОМ ВАДЖРАПАНИ ХУМ.

Материал ресурса: ПРАВИДЬЯ РУ

Дополнительная информация: ТУТ

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]