ФАЯЗ-ТЕПЕ Буддийский монастырь, поименованный археологами Фаяз-тепе, располагался к северо-западу от городской стены кушанского Термеза. Эта наземная постройка была возведена в I — II веках и спешно покинута и разрушена в III вене, в V столетии, уже в оплыве, использована для эфталитских захоронений.
Памятник принадлежит эпохе Великих Кушан и является прекрасным воплощением зрелого стиля кушано-бачтрийского зодчества, скульптуры и живописи, (Раскопки на фаяз-тепе еще не завершены.)
Создавая буддийский культовый комплекс, зодчие возвели здесь монастырь того архитектурного типа, который именуется сангарамой, ступу для хранения священных реликвий, различные хозяйственные и подсобные сооружения, обеспечивающие всем необходимым монашескую общину.
Монастырь имеет почти квадратный план с внутренним двориком, который с двух сторон был обведен террасой с деревянными колоннами и охвачен по периметру большими и малыми помещениями. В состав последних входят святилища, кельи, зал для трапез и собраний общины. Стены всех построек были сложены из сырца и пахсы, перекрытия были балочные, а при небольших пролетах — сводчатые.
К востоку от сангарамы высится ступа. Она имеет цилиндрическое основание с плинтом и карнизом «аттической» профилировки, на котором покоится основной колоколообразный массив. Вся ступа сложена сплошь из сырца, поверхность ее оштукатурена белоснежным ганчем, наверху массива сохранилось квадратное основание реликвария — «хармика» и круглое гнездо для установки шеста с «зонтиками почета». В III веке, перед тем как монастырь был покинут, почитатели-буддисты, дабы сохранить ступу, замуровали ее в кожух из сырцового кирпича.
СангарамаФаяз-тепе имела богатое художественное убранство. Внутри монастыря находились какие-то небольшие каменные ступы — найдены фрагменты их пластического оформления с фигурками нагих мальчуганов, несущих тяжелые гирлянды с густой листвой и свисающими плодами. В нишах галереи и в святилище располагались гипсовые, с внутренним глиняным заполнением статуи. Обнаружен также белокаменный блок с великолепным изваянием: Будда, сидящий под священным древом, и по обе стороны от него — два монаха с молитвенно сложенными руками.
Фаяз-тепе украшала живопись. Среди ее многочисленных фрагментов — лик Будды в нимбе и изображения почитателейбуддистов. Гамма красок ее богата, рисунок уверен, росписи нанесены сильной кистью. В одной из многофигурных композиций сохранились нижние части мужских фигур в широкополых кушанских кафтанах из богато орнаментированных тканей и в мягких сапогах. В другом сюжете особенно выразительны волевые профили мужчин, напоминающие римлян эпохи Августа.
И наряду с этими образами в монастырских росписях встречаются совсем иные, такие, например, как головка женщины с полным лицом и тяжелыми фигурными серьгами, взывающая, скорее, к индийскому идеалу. При всем том прямых изобразительных аналогов лица термезских донаторов и донатрисс не имеют. В них отражены юго-восточные и западные художественные связи, но выполнены они прежде всего в нормах местного кушано-бактрийского искусства.
О раскопках на Кара-тепе и Фаяз-тепе читайте на электронных страницах журнала "Вокруг света" по адресу:
http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/899/ (№2 (2677) | Февраль 1997, "Дворцы, сокрытые пылью"© Максим Войлошников)
и http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/823/ (№2 (2701) | Февраль 1999, "Вихары черного холма", )
© Галина Анатольевна Пугаченкова. 1976
© www.vokrugsveta.ru