В ЗАСТАВКЕ: Дочь падишаха Амануллы Малика-Султан в беличьей шубке, в новомодной шляпке-«клош» ("колокольчик"), с вязаными полями, плиссерованной блузке, юбке-гофре, белых гольфах и в туфлях на шнурках. Прынцесса. Фотоателье Якоби, Берлин, 1928.
ПАРА СЛОВ ПРО «КЛОШ» Около 1919 года французская модистка
Каролина Ребу/Karoline Reboux придумала шляпку-клош (в переводе - колокольчик), которая сразу же стала модной. Этот фасон шляпки, лишённый привычного к тому времени украшательства, довольно простенький, подходивший почти на все случаи жизни, очень понравился: такая шляпка, надвинутая на глаза, придавала женскому взгляду загадочность и дарила её обладательнице дополнительный шарм.
А делался клош и вовсе просто: поначалу из обычных кусков обрезного фетра и прямо на голове модели хитрая француженка придавала головному убору подходящий вид: так как она облегала голову, а в эти годы дамы стригли волосы коротко, ничего лучшего и придумать было невозможно. Носили клош везде, даже в СССР.
Если уж дама совсем была модница, то на клош прилепляла ленты, матерчатые цветы, помпоны, перья, сварганеных из проволоки птичек и собачек (но без драгоценностей, ценилась естественность, эмансипированность и простота).
Дамы курили (это тоже вошло в моду) - приличные через мундштук. Неприличные, впрочем, тоже.
Стиль их платьев-балахонов, лишённых талии и не обращающий внимания на грудь, предшественник унисекса, назывался по французски «гарсон» - он подходил и к танцам , которые тогда танцевали, быстрым по темпу и знойным по чувству, а так же полностью торжествовал в причёсках, которые, кстати, назывались именами этих самых танцев: фокстрот, танго и т.д.
И вот тут, вот тут то очень удачно появляется клош, облегающий голову и не противоречащий причёске. Его легко снять самой даме или даминому кавалеру, отбросить его, и он не помнётся, а помнётся, так дама его потом снова наденет и руками отхлопает. И будет как новый.
* * * H.R.H. Princess Maliha Sultan Jahan Begum [13.4.1920, резиденция Арг-и-Шахи, Кабул - 4.10.2001, Стамбул], третья дочь короля Амануллы (и королевы Сорайи, из восьми дочерей Амануллы, семь были их совместными детьми). Получила образование на родине (школа для девочек Мастурат в Голистан Сарай, Кабул, патронессой этой школы в 1921-29 гг. была её мать) и в Италии (магистратура Римского ун-та, 1946). работала интерном в Чапа Клиник в Стамбуле (1951-55). Муж: Tahir Söker (6.11.1921, Бурса-15.7.2006, тело погребено на Меркез Эффенди Джамии, Еникапы, Стамбул), инженер, выпускник университета в Ливерпуле (1942). Сын:
Sezai Söker (27.6.1949, Нью-Йорк, США ), чемпион Турции по плаванию и водному поло, дважды женат, сын от первой жены (Sevgi Kaya) - Алп Söker (25.12.1978), дочь от второй жены (Gönülden) - Мелиха Söker (10.2.1986, Анкара). По материалам генеалогических росписей рода Баракзай выполненных
Christopher Buyers (royalark.net).
© Getty Images
© Christopher Buyers/royalark.net
© К.А.