Отрывок из статьи А. Грешнова, С. Скрипника и П. Андреева КОГДА ЗАКОНЧИЛАСЬ ВОЙНА В АФГАНИСТАНЕ
...К концу августа количество убитых среди мирных жителей столицы перевалило за две тысячи, десятки тысяч были ранены, а более 200 тысяч покинули Кабул. В таких условиях было принято решение об эвакуации сотрудников российского посольства.
В Москве разрабатывалась операция по спасению людей.
Для решения поставленной задачи было решено выделить сводную роту 51-го парашютно-десантного полка 106-й гвардейской воздушно-десантной дивизии под руководством начальника штаба полка гвардии подполковника Николая Ивоника. Роте была поставлена задача совершить марш на один из подмосковных аэродромов, перелететь в Кабул и обеспечить эвакуацию работников российского посольства и членов их семей, жизни которых угрожала опасность. Эвакуацию решено было произвести на трех Ил-76. Авиационной группой было поручено командовать полковнику Зеленову Евгению Алексеевичу, имевшему немалый опыт полетов в Афганистане.
Командующий военно-транспортной авиацией вызвавший полковника Зеленова был краток: "Евгений Алексеевич, для полка тебя больше не существует. Пусть твои замы всем "рулят". Единственная твоя забота - готовить экипажи. Дело предстоит серьезное, там всякое может случиться".
Так в августе 1992 г. командир полка Евгений Зеленов получил задачу эвакуировать из Кабула сотрудников российского посольства и представителей дипмиссий Китая, Индии, Индонезии и Монголии.
Полковнику Зеленову предоставили несколько дней, чтобы подобрать три экипажа Ил-76, подготовиться и вылететь в Кабул. Летчики в полку были очень хорошо подготовлены. Почти все прошли войну в Афганистане, многие выполняли интернациональный долг в странах Африки, на Ближнем Востоке. Поэтому подобрать экипажи оказалось не трудно. Но главное - необходимо было еще раз вспомнить и хорошенько отработать изобретение советских военных летчиков - "афганский заход на посадку". Он заключается в том, что, находясь на большой высоте, практически над аэродромом, экипаж выпускает шасси, механизацию и направляет самолет едва ли не камнем вниз с вертикальной скоростью до 30 метров в секунду. При этом еще отстреливаются тепловые ракеты - защита от "стингеров". Заход на взлетно-посадочную полосу производится на удалении от одного до полутора километров, хотя по правилам это расстояние должно быть почти в десять раз больше.
Спустя несколько дней, три Ил-76 вылетели из Новгородской области. Экипажами командовали Евгений Зеленов, Анатолий Копыркини Сергей Мельников. Направились "илы" в уже суверенный Узбекистан, на аэродром Какайды. Там базировался полк истребителей МиГ-29. Его командир Олег Струков и Евгений Зеленов знали друг друга - учились на одном курсе в академии. Вопрос о передаче "хозяйства" Струкова под юрисдикцию Узбекистана уже практически был решен, и все же наши транспортники летели в Какайды, словно к себе домой. Знали, что там они получат все необходимое.
Операция началась в 4:00 28 августа, когда произвел взлет и взял курс на Кабул экипаж полковника Е. Зеленова. За ним с интервалом в двадцать и тридцать минут подняли машины в воздух экипажи подполковника А. Копыркина и майора А. Малова. От Какайды до Кабула минут сорок лета. Поэтому топливом самолеты заполняли не полностью, чтобы хватило долететь туда, обратно, плюс небольшой запас. За счет этого планировали взять больше пассажиров и грузов. На каждый борт определили по 12 десантников из Тульской дивизии ВДВ. Им предстояло прикрывать огнем самолеты в случае вынужденной посадки при нападении "духов".
...Евгений Зеленов поднялся в воздух на 20 минут раньше своих товарищей. Ему предстояло оценить обстановку в районе аэродрома Кабула, определить метеорологические условия, произвести посадку и уже в качестве руководителя полетами принять два остальных экипажа. Перед вылетом летчиков обнадежили: дескать, по дипломатическим каналам есть договоренность с афганцами о прекращении огня на два часа, чтобы эвакуировать иностранцев.
Все знали, что аэродром Кабула в то время представлял собой просто взлетно-посадочную полосу, хотя и довольно длинную, но в очень плохом состоянии. Он находится в гуще гор на высоте 1800 метров над уровнем моря. Сюда и в мирное-то время летать было очень сложно. Обнаружить аэродром летчикам предстояло визуально. Так же, на глазок, выполнить заход на посадку. Ну а для определения метеоусловий у экипажей "илов" не оставалось ничего надежнее собственного опыта полетов в этих краях.
"Узбек" Олег Струков в день вылета транспортников сам дежурил на командном пункте своего полка. Как только самолет Зеленова пересек "ленточку" бывшей советско-афганской границы, Струков передал однокашнику: "За вами воздушная цель. Идет с принижением и удалением 20 километров...". Через некоторое время: "15 километров...". Затем: "12 километров...".
По скоростным характеристикам это был истребитель. Встретиться с ним над чужой территорией без прикрытия было очень опасно. К тому же Зеленов хорошо знал, что по правилам воздушного боя именно таким образом производится атака самолета с задней полусферы. Экипаж Зеленова истребителя не видел ни на локаторе, ни визуально (было раннее утро, держалась густая дымка).
Тем временем Струков поднял в воздух звено МиГ-29. Однако руководители Министерства обороны Узбекистана запретили летчикам пересекать границу. Олегу оставалось в бессилии наблюдать за судьбой Зеленова. К счастью, истребитель отвернул вправо. А потом его отметка вообще пропала с индикаторов командного пункта. Спустя несколько дней летчики узнали, что это генерал Дустум, командующий узбекскими формированиями на севере Афганистана, поднимал с аэродрома Мазари-Шариф МиГ-21. Но с какой целью - осталось не известно.
Вскоре самолет Зеленова перемахнул через горный хребет и стал невидим для РЛС Какайды. Дальше летчики летели по приборам, сверяясь с местностью, которую удавалось рассмотреть на земле.
На подходе самолета к Кабулу по нему был открыт со стороны города огонь из зениток. Пришлось уходить из заранее намеченной зоны и уже в полете срочно менять схему захода на посадку.
Выпуск шасси... Резкое вертикальное снижение... Несколько виражей... С удалением в один километр Зеленов произвел посадку. На аэродроме уже находились наши и иностранные дипломаты. У них был аппарат закрытой связи. По нему они и получили сообщение, что в Кабул летят российские самолеты.
Аэродром был разбит. По некоторым рулежным дорожкам вообще невозможно было проехать. Ил-76 встретили работники посольства. Они знаками показали, где удобнее прорулить и остановиться. Пока шла загрузка, Зеленов руководил посадкой двух других машин:
Все проходило, как говорится, в штатном режиме, пока боевики не начали обстреливать аэродром реактивными снарядами. Вот тебе и двухчасовое прекращение огня, которым обнадеживали летчиков. Доложили в Москву. Оттуда команда: "Всем немедленно взлетать!".
В этот момент к обстрелу реактивными снарядами подключились минометы. Несмотря на это, удалось разместить в самолетах работников российского посольства и их семьи.
Самолет Зеленова уже стоял в начале полосы и был готов к взлету. Туда же, тяжело покачиваясь, катился груженый Ил-76 Анатолия Копыркина. Еще несколько минут, и Сергей Мельников должен был поднять рампу, закрыть двери и направить свою машину следом. Команда командой, но людей же не бросишь. Во время разгона по полосе Зеленов услышал в наушниках голос Мельникова: его машина горела от попадания в топливный бак: Остановить свой самолет Зеленов уже не мог. Ему пришлось отдать, пожалуй, один из наиболее тяжелых приказов в жизни: Копыркин должен был вернуться и подобрать людей, которые выскакивали из горящего самолета Мельникова.
Группа десантников во главе с командиром роты гвардии старшим лейтенантом Игорем Матвиенко размещала людей и груз в самолете, который должен был взлететь третьим, когда раздался взрыв. Вышедшие из кабины летчики, лица которых были залиты кровью, сообщили, что в топливный бак попала мина. Почувствовав боль в руке, десантник Игорь Матвиенко понял, что ранен. Он дал команду помочь эвакуировать раненых летчиков и российских граждан, находившихся в самолете, взять боеприпасы и покинуть самолет. Старшина разведывательной роты Сергей Арефьев помог тяжелораненому командиру выйти в безопасное место для взрыва самолета. По словам Матвиенко, он тогда еще раз убедился в преданности, верности присяге и человеческих качествах солдат и сержантов.
Под беспрерывным обстрелом Анатолий Степанович подрулил к месту недавней стоянки. Для остановки не было времени. Самолет, насколько это возможно, медленно катился по рулежке. Людей в него забрасывали и затаскивали буквально за руки. Минометный обстрел усиливался, вдалеке вовсю пылал подбитый Ил, кричали люди. Все смешалось в хаотическую карусель.
Наконец все были взяты на борт. По разбитым рулежкам, по неимоверному количеству металлических осколков от снарядов, которыми был усыпан аэродром, Копыркин пошел на взлет. Зеленов все это время барражировал над аэродромом и видел, как Анатолий Степанович никак не может оторваться от полосы. Уже в облаке пыли, чуть ли не с последней плиты, плавно покачиваясь, с минимальной скоростью он все же сумел поднять "Ил" в воздух.
Оба самолета взяли курс на Какайды. По радио Копыркин доложил командиру полка, что у него на борту все живы, экипаж Мельникова также в полном составе...
В Какайды Зеленов сел без проблем. После этого он попросил Копыркина пройти пониже над полосой с выпущенными шасси, чтобы посмотреть, что у того с колесами. Увиденному Евгений Алексеевич ужаснулся. В голове не укладывалось, как можно произвести посадку самолета, у которого на колесах нет резины (выяснилось, что все это от осколков). К тому же внутри самолета находился КамАЗ и огромное количество людей. Но времени для размышлений не оставалось. Топлива в самолете в обрез. Надо рисковать и садиться на бетон металлическими колесами. Конечно же, вдоль полосы поставили все пожарные машины и водовозки, какие только удалось найти на аэродроме, чтобы быстрее затушить самолет, если возникнет пожар.
В это время когда закончилась погрузка самолетов и они смогли взлететь. Группа десантников обежав до стоящего на взлетке КамАЗа, направились к разрушенному зданию аэропорта, спустились в подвал. Там уже находились российские граждане, которые должны были вылететь самолетом, догоравшим теперь на взлетке. Спустился в подвал и гвардии подполковник Ивоник. Когда второй самолет выруливал на взлет, он выпрыгнул из него с тремя солдатами, чтобы присоединиться к тем, кто оставался на земле. В кабульском госпитале Игорю Матвиенко обработали раны, но нужна была срочная операция в стационарных условиях.
Гвардии подполковник Николай Ивоник добился от афганских властей предоставления самолета - выручили старые добрые отношения с исмаилитами. Представитель Национального исламского движения Афганистана (НИДА) генерал Абдул Маджид предоставил россиянам афганские самолеты Ан-32 для перелета в Мазари-Шариф. Сначала полетели только добровольцы, а затем весь оставшийся персонал посольства. Из Мазари-Шарифа, где российских граждан встретили представители генерального консульства и члены НИДА, переехали на машинах в Термез, а дальше самолетом – в Москву. Это была очень своевременная акция, так как от комплекса зданий российского посольства в Кабуле через некоторое время остались одни лишь развалины.
Летчики Зеленов и Копыркин доставили на своих Ил-76 сотрудников российского посольства в Москву.
В феврале 1993 года Евгению Зеленову, Анатолию Копыркину и Сергею Арефьеву - старшине-десантнику, который после попадания ракеты в самолет Мельникова вытащил из пылающего "ила" своего командира роты, было присвоено звание Герой Российской Федерации. В Тульской воздушно-десантной дивизии правительственные награды получили 28 человек. Необходимо отметить мужество воинов-десантников, которые обеспечивали безопасность сотрудников посольства, действовавших под руководством подполковника Н. Ивоника. Даже получив ранения, старший лейтенант И. Матвиенко и младший сержант А. Диденко не оставили пост и делали все, чтобы обеспечить охрану и эвакуацию людей. Так же поступили и старший борттехник самолета капитан А. Показаньев, получивший ранение в голову, и борттехник капитан В. Бессараб, которому осколок попал в ногу.
Таким получилось логическое завершение операции по эвакуации, в ходе которой были ранены восемь российских военнослужащих, а один самолет Ил-76 сгорел.
Не окончилась война и после назначения на пост премьер-министра Афганистана Г. Хекматияра. Наоборот, боевые действия еще более ожесточились…
Андреев Павел Васильевич (13. 10. 1962), ветеран боевых действий в Афганистане, сержант, 6 рота 2 батальона, в\ч 71176 (п.п 071176-"з"), призыв: осень 1981-1983. Живёт в Екатеринбурге. Его страница: andreev_pavel_v
Скрипник Сергей В. (27. 07. 1959, Кишенёв) Литератор. Окончил Республиканский интернат спортивного профиля по классическ. борьбе. (Кишенёв), мастер спорта. Участвовал в боевых действиях в Афганистане: 25 декабря 1979 года ДРА (Кабул), май 1980 года по 13 января 1983 года . 797 РЦ OРГ-1(ПСС-1 для шпионов. Джелалабад). Майор. Живёт с семьёй в Праге (Чехия). Его страница: skripnik_sergei_v
Грешнов Андрей Борисович (27. 04. 1958), литератор, журналист. Закончил Институт стран Азии и Африки при МГУ им. М.В.Ломоносова по профессии филолог-иранист, референт-переводчик персидского языка, ВУС 2003, 390437, др. июнь1979-август1980 - военный переводчик группы Советских военных советников в ДРА (4-я танковая бригада ВС ДРА)гг Кабул, Джелалабад. 1983-1987,1989 - корреспондент ТАСС в ДРА. 2007-2010 - глава представительства РИА Новости в Исламской Республике Афганистан. Профессор Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка РФ. Кандидат в мастера спорта по фехтованию. Его страница: greshnov_andrei_b
УНИКАЛЬНЫЕ КАДРЫ, СДЕЛАННЫЕ ВО ВРЕМЯ ЭВАКУАЦИИ (публикация сайта ПВ КГБ СССР В АФГАНИСТАНЕ): КАК МЫ УХОДИЛИ ИЗ АФГАНА с дополнительными ссылками по теме.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]