Родившийся в 1940 в Файзабаде, в Бадахшане
Бурхануддин Раббани (нередко фамилия траскрибируется как Рабани), после переворота М. Дауда бежал в Пакистан, где искал поддержку у правительственных кругов и движения "Jamiat-e Islami", на основе фундаменталистского крыла "Мусльманской молодёжи", в 1974-75 годах создал движение Jamiat-e Islami-e Afghanistan, известное в СССР как ИОА (Исламское общество Афганистана), суммарная численность которого в период наибольшего расцвета приближалась к 45 000 человек.
Особое влияние Jamiat-e Islami-e Afghanistan имела в северных регионах страны: Герате, Бадгисе, Фарьябе, Балхе, Самангане, Джаузджане, Кундузе, Тахаре, Баглане и Бадахшане и , особенно, в Паджшерском ущелье и в своей агитации варьировало в различной степени взаимозаменямости панисламистские, фундаменталисткие лозунги и призывы к борьбе против колониализма, к исламской революции, борьбе против "советского империализма" и т.п.
Национальный состав Jamiat-e Islami-e Afghanistan был весьма пёстрым - таджики, узбеки, туркмены и в гораздо меньшей, чем в других антиправительственных движениях - пуштуны, помимо городского плебса организация активно поддерживалась и крестьянскими слоями, Jamiat-e Islami-e Afghanistan активно создавал на "освобождённых территориях" местное самоуправление, т.н. "амираты", действующих рука об руку с военнымкрылом организации,подразделяющимся на т.н. "фронты".
Начиная с весны-лета 1986, занимавший ранее жесткую позицию по урегулированию положения в стране, Р. активно участвовал в переговорах с администрацией президента Р., в которых демонстрировал весьма гибкую и прагматичную позицию, в том числе и в отношении просоветских сил, что не помешало ему решительно отвергнуть жалкие призывы тов. Наджибуллы от 15 января 1987 о т.н. "национальном примирении".
Раббани, профессор теологии, являлся крупным идеологом антикоммунистического движения все годы борьбы с цетральной властью 1975-92 годы. Он пользуется большим признанием в богословской среде улемов не только Афганистана, но и многих стран Среднего и Ближнего Востока. Раббани перевёл с арабского на дари труды многих авторов из числа братьев-мусульман, многие го работы, в том числе "Ислам и коммунизм", "События 26 июля и деятельность Дауд Хана" были переведены на арабский и английские языки.
Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что в отличие от ряда лидеров антикоммунистического движения в стране, Раббани всегда придерживался строго антимонархических взглядов.
Кроме того, что особенно примечательно, будучи одним из наиболее активных противников советского вторжения, Р. неоднократно высказывался в том смысле, что Jamiat-e Islami-e Afghanistan не борется против СССР, который рассматривается как важный партнёр Афганистана, но только против "вооружённых оккупантов".
После краха прокоммунистического режима, Р. был избран Исламским Советом ( Islamic Council of Mojahedin) президентом сроком на 1 год (с переходными функциями), но не покинул своего кресла вплоть до 1996 года, постоянно борясь с отрядами т.н. "милиции" муджахеддинов, и в результате этой борьбы, возглавляемой со стороны Jamiat-e Islami-e Afghanistan Ахмад Шах Масудом, а со стороны их противнков - Г. Хекматьяром, погибло по самым скромным подсчётам, до 50 000 человек.