Приветствую Вас Гость!
Суббота, 20.04.2024, 11:04
Главная | Регистрация | Вход | RSS| Страницы истории Афганистана

Ай Ханум [50] BACTRIAN IDOLS [9] Клад Окса [24] Тахти Сангин [8]
Тепе Заргаран (Балх) [1] Термез [17] Тилля Тепе [51]

Главная » Фотоальбом » АРХЕОЛОГИЯ » Ай Ханум » ai-kh-030

ai-kh-030

Фрагмент женской головы (маскерон) из необожжённой глины и штука
В реальном размере 1012x792 / 116.4Kb
2375 1 5.0

Добавлено 30.04.2009 baktria

Всего комментариев: 1
+1  
1 baktria   (28.11.2010 14:54) [Материал]
Фрагмент женской головы (маскерон) из необожжённой глины и штука.

В храме с уступчатыми нишами были найдены еще две статуи из необожженной глины и штука, одна из которых сильно фрагментирована. Скульптуры были натуральной величины. Они стояли в вестибюле по двум сторонам у внешнего портала двери целлы. Хорошо восстанавливаются две головы, точнее, два лица, называемые П. Бернаром масками. Одна голова мужская, другая женская. Женское лицо раздуто от деформации, по сохранило классицизированную идеализацию, отточенность форм и завершенность объемов. По стилю обе скульптуры вписываются в чисто греческую скульптурную традицию.

Соглашаясь с этим мнением во всем, что касается двух скульптур, приведем интересные наблюдения П. Бернара над техникой изготовления скульптур, имеющей большое значение для последующих веков развития школ ваяния Центральной Азии. Наиболее вероятно, что эта технология имела древние корни в Бактрии до начала творчества греческих скульпторов на ее территории. Технология изготовления этих двух скульптур во всех случаях очень показательна. Головы сформованы объемными рельефами, задняя часть которых была приставлена к стене. Объем рельефов формовался путем наложения последовательных слоев вокруг центра, укрепленного арматурой из деревянных реек, иногда обмотанных веревками. Витки веревок и ткани облегчали прилипание глины к каркасу. Что касается последнего, верхнего слоя, то он состоит из обмазок штука. На опорный слой мужской головы была наложена очень жесткая ткань, возможно пропитанная клеем, что препятствовало проникновению влаги, а также способствовала быстрому высыханию. Это, в свою очередь, предотвращало возможное образование трещин. Во многих случаях детали скульптур покрывались тончайшим листовым золотом (мужское лицо). Эта сложная техника, требующая специальных знаний, на много столетий раньше была такой же точно, как в последующей буддийской скульптуре. Следовательно техника эллинизированной Бактрианы воздействовала на все последующее искусство Центральной Азии. Этот тезис П. Бернара еще больше подтвердился при последующих открытиях в Аи Ханум. И. Р. Пичикян, «Культура Бактрии», М. 1991, стр. 249.

© И. Р. Пичикян


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]