Мозаика была обнаружена 24 октября 1831 при раскопках античных Помпей в Италии на полу одного из помещений дома Фавна и перенесена в 1843 в Национальный археологический музей Неаполя, где и хранится по настоящее время. Сначала мозаика была выложена на полу, как в её оригинальном виде; около 1913 мозаику поместили на стену для лучшего обзора. На полу дома Фавна в 2005 выложили копию мозаики. Размеры грандиозной картины составляют 313x582 см², но часть фрагментов не сохранилась.
Фрагмент мозаики с царём Дарием. Изображённый на мозаике царский доспех Александра реконструирован в фильме Оливера Стоуна «Александр». Доспех украшен на груди горгонейоном, изображением головы горгоны Медузы. Часть мозаики, где изображены телохранители Александра из гетайров, не сохранилась, и только беотийский шлем гетайра с позолоченным венком передает внешний вид прославленных античных всадников. Также повреждён фрагмент с изображением штандарта персидских войск.
Mозаика изображает Александра Македонского, атакующего персидского царя Дария III в битве при Иссе. Александр без шлема, в роскошном льняном доспехе, на коне поражает копьем телохранителя Дария. Сам Дарий с растерянным лицом, безоружный, пытается развернуть свою колесницу. Его застывший жест выражает беспомощность и отчаяние. Доказательств того, что на мозаике изображён сюжет сражения при Иссе, не обнаружено (кроме схожих описаний битвы у Арриана и Курция). Возможно символический бой не привязан к какой-либо конкретной битве, но призван прославить подвиги Александра в азиатском походе. Лицо Александра на мозаике имеет заметное сходство с его известными бюстами.
В смысле иконографии сходство с мозаикой имеет рельеф на царском Сидонском саркофаге (IV век до н.э.), который также изображает схватку Александра с персами; вероятно, оба памятника восходят к общему первоисточнику. Помпейское произведение считается копией мастеров александрийской школы мозаики с живописного древнегреческого полотна, исполненного в другой технике. Греческий оригинал, видимо, упомянут древнеримским писателем Плинием Старшим («Естественная история», 35.110) как работа по заказу македонского царя Кассандра, выполненная Филоксеном из Эретрии, греческим художником конца IV в. до н. э. Временная привязка создания картины, сделанная из литературных данных, подтверждается манерой исполнения с ограниченным набором использованных цветов и способом рисования, характерного для раннеэллинистического времени.
Александр Великий в битве при Иссе с Дарием Третьим, Персидским 5 ноября 333 года до Р. Х. Фрагмент мозаичного панно из "дома Фавна" Помпеи, Италия, I в. до. н. э. - начало I в. н. э.
Ресурс: http://ru.wikipedia.org
Живописная реконструкция древнеримской фрески из г. Помпеи (из "дома Фавна") с изображением кульминационной сцены битвы Алексндра Македонского с царём Дариемпри Иссе (της Ισσού) 5 ноября 333 года до Р. Х, выполненная в 1893 году. ©el.wikipedia.org
О Помпейской мозаике в Интернете: http://de.wikipedia.org/wiki/Alexandermosaik (немецк. яз.); Das große Mosaik der Alexanderschlacht http://12koerbe.de/mosaiken/alexand.htm (немецк. яз.); Hauptseite zum Alexandermosaik http://alexandermosaik.de/ (немецк. яз.); Marco Merola - Alexander Piece by Piece (Archaeology magazine January/February 2006) Retrieved from "http://en.wikipedia.org/wiki/Alexander_Mosaic" http://www.archaeology.org/0601/abstracts/mosaic.html (англ. яз).