Приветствую Вас Гость!
Четверг, 25.04.2024, 20:28
Главная | Регистрация | Вход | RSS| Страницы истории Афганистана

КАБУЛ [41] TAPA-E TAJBEK [24] DARULAMAN PALACE [9] OTHER AREAS [45]
Балх [12] ГЕРАТ-БАДГИС [32] Калай-и Нау [2] Мазар-и Шариф [35]
Пул-и Хумри [2] СРЕДНЯЯ АЗИЯ [9] Тахар-Бадахшан [14] Ташкурган (Хульм) [160]
Фарьяб-Джаузджан [3]

Главная » Фотоальбом » ГОРОДА И ВЕСИ » СРЕДНЯЯ АЗИЯ » tim-002

tim-002

Шахрисябз. Склеп Тимура, в котром ему не суждено было упокоиться.
В реальном размере 1068x676 / 175.2Kb
1448 1 5.0

Добавлено 04.04.2009 baktria

Всего комментариев: 1
+1  
1 baktria   (04.04.2009 11:21) [Материал]
СКЛЕП ТИМУРА В ШАХРИСЯБЗЕ

От обширного некогда комплекса семейных усыпальниц первых Тимуридов в Шахрисябзе (около 70 X 50 м) сохранилось немногое — северо-западный пилон портала с мавзолеем и склепом Джехангира и в стороне от него — склеп Тимура, куда он волей судьбы так и не был внесен, ибо был захоронен в самаркандском Гур-Эмире.

Здание получило наименование Дорус-Сиадат, то есть Обиталище Власти (читай: ушедшей, но вечной, — несбыточная мечта всех властолюбцев).

Идея, стоящая перед архитекторами, заключалась в создании монументального сооружения, которое гармонично соединяло бы усыпальницы, общий зал поминовений — зиаратхану, поминальную мечеть, комнаты для духовенства, для приходящих на поклонение, для чтецов Корана и для обслуживающей челяди.

Зодчие творчески подошли к поставленной задаче. Используя круг традиционных архитектурных форм, они скомпоновали их в новом качественном сочетании, притом в грандиозных масштабах. Данные исторических свидетельств, археологические расчистки, архитектурные зондажи и наблюдения позволяют воссоздать первоначальную композицию Дорус-Сиадата.

Ось постройки была ориентирована по линии запад—восток, и главный ее фасад обращен лицом к расположенным с запада погребениям Шейха Куляляи эмира Тарагая(о них см. в примечании к изображеним tim-003-004) — к духовному и к земному отцам миродержца Тимура. Центральный вход, выделенный порталом, вел в обширную зиаратхану, на оси которой далее располагалась усы-пальница-гурхана Тимура со склепом. По обе стороны входа за устоями портала находились две усыпальницы: слева—Джехангира, справа — его брата Омара-Шейха. В боковых отделах сооружения размещались на двух этажах упомянутые выше различные группы подсобных помещений. В одном из них в 1404 году, после осмотра всего роскошного здания, принимали и угощали испанских послов. «Эта мечеть и капеллы ее очень богаты и великолепно отделаны золотом, лазурью и изразцами; при ней есть большой двор с деревьями и водоемом»,— отмечает , посетивший Шахрисябз в 1404 году испанский посол де Клавихо.

Близкой архитектурной аналогией шахрисябзского мемориала является огромный мавзолей — комплекс, сооруженный в 90-х годах XIV века по распоряжению Тимура над погребением Ходжа Ахмеда Ясеви в городе Туркестане. Возможно, что он даже повторил планировку Дорус-Сиадата. Отличная сохранность туркестанского памятника в свою очередь позволяет мысленно воссоздать и объемно-пространственную композицию Дорус-Сиадата. Она представляется в виде мощного параллелепипеда, над которым доминировал высокий пештак с угловыми округлыми башнями и с куполами двух усыпальниц, расположенными за каждым устоем пештака. На главной оси вздымался огромный купол зиаратханы, а за ним — купол гурханы Тимура.

Что касается склепа Тимура, то это один из самых роскошных склепов во всей тимуридской архитектуре. Он крестовиден в плане (за счет глубоких ниш на осях); с западной стороны ведет ступенчатый спуск. В центре стоит каменное надгробие с крышкой, на ней выбито прямоугольное поле, куда должны были вставить плиту с эпитафией Тимура. Надгробие так и осталось на века непокрытым, хотя два каких-то захоронения и были осуществлены в нем в поздние времена.

В склепе оригинален плафон; он представляет собой каменный купол небольшого подъема, выведенный в системе кассетного потолка: над центральным квадратом уложены под 45° каменные плиты и в образовавшийся при этом диагональный квадрат вписан сокращающийся тремя уступами восьмигранный кессон. Прием этот ведет свое начало от деревянной конструкции «чархана» (или «чарбурчак»), известный в народном зодчестве Ферганы и Припамирья вплоть до недавнего времени. [окончание описания склепа см: tim-003]

© Галина Анатольевна Пугаченкова. 1976


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]