СКЛЕП ТИМУРА В ШАХРИСЯБЗЕ Окончание описания склепа Тимура (начало см: tim-002).
Стены, полы, арки, потолок склепа сплошь облицованы плитами белого мраморовидного известняка. На стенах по контуру арочных ниш и в уровне их пят тянется сплошная лента надписей, исполненных изысканной вязью почерка сульс. Надписями заполнены также миндалевидные медальоны вырезанные на торцах ниш и на свесах угловых плит: все это религиозные формулы и цитаты из Корана.
Простота архитектурных форм, белизна и спокойная гладь облицовок, содержание надписей, напоминающих об уходе из бренного мира в мир Вечности, — все это создавало настроение той торжественной умиротворенности, которая подобала месту последнего упокоения самодержца. Вместе с тем можно вообразить, сколь роскошным было оформление располагавшейся над криптой гурханы — одной из тех «капелл», украшенных золотом, лазурью и изразцами, о которых упоминает де Клавихо. Впрочем, по свидетельству испанского посла, Тимур остался недоволен высотой своей усыпальницы, и в 1404 году мастера были заняты ее переделкой. Возможно,что в связи со скорой смертью Тимура и погребением его в Самарканде эти работы так и остались незавершенными.
В XV веке у Дорус-Сиадата был раскинут прекрасный сад; это от него, вероятно, дошли многовековые чинары и бассейн, расположенный в его северной стороне. В последующие века огромное здание пришло в упадок — новые династы не только не оберегали, но стремились стереть всякую память о блеске правления и могуществе своих предшественников. Разразившийся по всей Средней Азии социальный кризис XVIII столетия, когда Шахрисябз совершенно опустел, привел к прерыву реальных представлений в народе о прошлом города. В XIX веке мавзолей Джехангира уже фигурирует как Хазрет-Имам, и к нему проявляют знаки внимания эмиры Бухары.
© Галина Анатольевна Пугаченкова. 1976