В ЗАСТАВКЕ: Один из двух (правый) «Амуров на рыбах» (из погребения № 3), инкрустация бирюзой.
В.И. Сарианиди Храм и некрополь Тиллятепе.// М.: 1989. 240 с. ISBN 5-02-009438-2//Глава вторая. Некрополь Тиллятепе.
В. И. САРИАНИДИ: Как и в захоронении 2, найдены две золотые пустотелые застёжки, отлитые в горельефной прорезной технике и изображающие рыб, которым приданы дельфиньи черты (рис. 27). У одной изо рта торчит крючок, у другой — петелька, при помощи которых застёжки соединялись между собой. /.../ Вторая застёжка повторяет описанную с той лишь разницей, что амур показан со спины. Голова его передана почти в профиль, курчавые волосы изображены мелкими круглыми завитками. Слегка овальное лицо с прямым тонким носом и миндалевидными глазами с круглыми зрачками подчёркнуты сверху чуть изогнутыми бровями. Полуоткрытые пухлые губы показаны в полуулыбке. Короткая шея переходит в мускулистую спину с выделенными лопатками. Правая, сильно согнутая рука, схваченная у запястья широким браслетом, поднесена к голове, левая вытянута вперёд и держится за султан рыбы. Толстые пухлые бёдра переходят в ноги и заканчиваются ступнями с чётко моделированными пальцами и браслетами на щиколотках.
Образы амуров, резвящихся на дельфинах среди морских волн, особенно популярны в римском искусстве. Для нашей темы показательны статуи Венер, у ног которых скульпторы нередко помещают амуров, сидящих на дельфинах. У римских скульпторов амуры изображены в той же композиции, как бы «балансируя»: одна рука держится за султан на голове дельфина, а другая поднесена к голове. Однако, если первые копии этих жизнерадостных вестников любви греческой мифологии-(
72/73)-ещё близко придерживались оригиналов, то в период позднего эллинизма наблюдается отход от них. Доказательством служат рассматриваемые застёжки, где юные проказники превратились в обрюзгших, пресыщенных жизнью персонажей, безнадёжно далёких от прототипов.
Вместо благородных дельфинов, хорошо известных приморским жителям далекой Эллады, изображены обычные рыбы, что в изобилии водились в реках Азии, в том числе и в Амударье, главной реке Бактрии. Образ дельфина претерпел существенные изменения, так как местные бактрийские мастера уже лишь понаслышке знали это животное. Очевидно, образы непонятных дельфинов на бактрийской почве постепенно трансформировались в знакомых местным мастерам рыб, так что по существу лишь сходные композиции напоминают лежащие в их основе прототипы. Все эти наблюдения не оставляют сомнения в том, что застёжки были изготовлены на месте бактрийскими мастерами, не только никогда не видевшими живых дельфинов, но и почти начисто забывшими их изображения. Между тем ещё недавно эти изображения были столь популярны в искусстве Греко-Бактрии, что украшали различные архитектурные сооружения (например, каменные сливы фонтанов Ай Ханум).
ПУБЛИКАЦИЯ ©В. И. САРИАНИДИ, 1989