В ЗАСТАВКЕ: Изображение «древа жизни»/עץ חיים/эц хаим с сидящими на нём птицами в Синагоге Йоав в Герате в Восточном Хорасане (ныне Северо-Западный Афганистан), конец XIX - нач. XX веков.
Знакомое любому последователю народов Книги, упоминаемая в Ветхом завете в «Берешит» (Книга Бытия) древо жизни (эц хаим) — дерево посреди райского сада, плоды которого придают вечную жизнь.
В традициях иудаизма используется как имя Синагог и Иешив (учебн. заведений) и для именования деревянных шестов
«эцей хаим»*/«деревья жизни», на которые наматываются свитки Торы, а так же как слово, означающее самое Писание: "Древо жизни она (Тора) для тех, кто придерживается ее".
Изображается Древо обычно в паре, символизируя Письменную традицию и устное слово.
Чрезвычайно важное значение из пород земных деревьев имеет
кипарис/смысловая параллель египетской
сикоморы, выступающий в качестве символа Первого Храма, а в руинах его - Западную Стену. Древние верили, что это дерево растёт на границе двух миров,пуская своим корни и в жизнь, и в смерть.
Синагога Йоав — древняя синагога в афганском Герате. Упоминается с 1393 года, однако, ныне существующая постройка значительно более молодая. В настоящее время она находится в ветхом состоянии и никем не посещается, так как еврейской общины в городе с конца 1970ых годов не существует. Синагога расположена в «еврейском квартале» (Mahalla-yi Musahiya).
Со времён раннего Средневековья Герат и Балх стали традиционным местом проживания евреев в Восточном Хорасане. Каждый из этих громадных городов, насчитывал временами более миллиона жителей. В 1933 г. евреям Афганистана было разрешено жить только в Герате, Кабуле и Балхе и запрещено покидать места своего проживания без особого разрешения. Врочем, небольшие общины существовали в в северных городках: Кала-и Нау, Ташкурган, Кундуз.
В Герате к середине XX в. действовали четыре синагоги, причём единственная сохранившая до наших дней не только стены, но даже часть внутренней и внешней (фасадной) отделки - синагога Йоав, была второй или третьей по величине.
По традиции три синагоги Герата именовались по имени их раввинов и названия молитвенных домов менялись со вступлением в должность очередного настоятеля. На момент своего закрытия они именовались Рабби (Молла) Шмуэль (Шмуль), Рабби Гарджи и рабби Йоав מולא שמואל, מולא גארג'י ומולא יואב.
.
Четвёртая и самая крупная ("хоральная") синагога Герата именовалась Гюль/Голь или Голаки /گل, گلکی/גול, או גולאקי.
* на иврите эц/«дерево» означает, как растение,так и «древесину», т.е. материал.