Четыре синагогальных комплекса в Герате были построены в соответствии с потребностями общины, с обязательным в таких постройках большим внутренним двором (для молитв в жаркое время года), миквой (ритуальный бассейн для омовения перед молитвой); при этом, все четыре здания ориентированы на запад (т.е. на Иерусалим), однако, входы в них а, следовательно и парадные фасады, были с разных сторон: так, Гюль имела вход с северной стороны, там же в начале коридора располагался и шкаф для обуви, которую оставляли молящиеся; Синагога моллы Гарджи имела два входа - с севера и юга и т.д.
план первого этажа синагоги Молла (Рабби) Йоав / מולא יואב в Герате в еврейском квартале Махалля-ий Мусахийя (Афганистан, Восточный Хорасан), 1393
.
Последняя синагога общины (Йоав) окончательно покинута ещё в 70ые годы и подобно остальным иудейским молельным домам, сменила за последующие десятилетия несколько хозяев: одно время в 2000-2010 годы в ней располагался детский сад, в 2010-ые годы постройка использовалась под жильё. В 2015-16 годах часть зальных перекрытий южной стороны, перекрытия и внешних стен северной стороны рухнули (оба разрушения произошли в центральной части здания).
Росписи по штукатурке с растительными и орнаметальными персидскими мотивами в синагоге Молла Йоав/ בית הכנסת מולא יואב
В различной степени сохранности в Йоав до наших дней уцелели молитвенный зал со ступенчатым возвышением (бимой - ковчегом для Торы), женская галерея, часть деревянных решёток галереи, росписи стен и несколько ивритских граффити на стенах, очевидно, недавнего происхождения.
Все синагоги Герата были двухярусными, что хорошо видно на прилагаемых снимках, они имели большой прямоугольный молитвенный зал с углублениями в стенах (небольшими нишами), которые служили в качестве полок для предметов религиозного культа: тефиллина, талит, свитков Торы и т. д.
"Свитки Торы были написаны не в Герате, а привезены из Палестины, Персии и Вавилона. Они были помещены в деревянные ящики, обтянутые бархатом, украшенные серебром и золотом и "гранатами" ('רימונים')*, сделанными из серебра, а сверху были укрыты разноцветными шёлковыми платками (Бен-Сион Джошуа, "мандхи Исраэль в Афганистане хануси Мешхед в Иране", публикация Моссада Бялика, Иерусалим, 1992, стр. 336).
В синагоге Молла (Рабби) Йоав/בית הכנסת מולא יואב
Можно предположить, что достаточно грубо обработанные полы этих молитвенных зданий покрывались коврами. Ханегби и Янив указывают, что скамейки в синагогах появились лишь в самом конце существования общин, а до этого "согласно традиции, мужчины обычно сидели вокруг стен синагоги лицом к ковчегу, а перед ними вокруг ковчега сидели мальчики".
Разрушения в синагоге Молла (Рабби) Йоав .
лестница на женскую галерею синагоги Молла Шмуля מולא שמואל
Боковые крылья зданий и входной вестибюль "образовывали постамент для второго этажа, который служил местом размещения женщинам".
Судя по устроенной в восточной стене быв. синагоги Молла (Рабби) Йоав молитвенной ниши -
михраба/מחראב, здание использовалось в качестве мечети.
До второй половины ХХ века синагоги освещались масляными и керосиновыми лампами, и лишь в 50ые годы минувшего века в здания было проведено электричество.
При написании использовался тексты "אפגניסתאן, בית הכנסת והבית היהודי שנת תשנ"/ Афганистан: Синагога и еврейский Дом (под редакцией Зоара Ханегби и Бараха Янива), Иерусалим, 1991, Бен-Сион Джошуа, "мандхи Исраэль в Афганистане хануси Мешхед в Иране"/מנדחי ישראל באפגאניסתאן לאנוסי משהד באיראן, публикация Моссада Бялика, Иерусалим, 1992, стр. 336, и фотографии ряда англоязычных (в т.ч.
afghanim.co.il), италоязычных и ивритоязычных (в т.ч
google.co.il и daat.ac.il) сайтов сети Интернет.
* римоним, украшения в виде плодов граната (ивр. רימונים), обычно снабженный бубенчиками – в память о бубенцах на одеянии первосвященника Иерусалимского храма.