В ЗАСТАВКЕ: Грядущий во имя Господне истинный имам (изображён в виде Хамса/"пятерицы"/"пятерни"/кисти руки под царским балдахином), восседающий на белоснежном скакуне ذوالجناح/Зульджанах'е, вероятно, листовка моджахедов с изображением молитвенного коврика индийской работы, взятая трофеем нашими воинами. Изображение заимствовано мною из ролика, посвящённого пребыванию на земле Афганистана 317го ПДП, видеоролик «317 ПДП 103 дивизии ВДВ»/youtube.com, скан 1.8.2019 года, baktria.
Белый конь Зульджанах («крылатый», называемый за быстроту شبیه به پرندگان/«подобный птицам»), животное принадлежавшее имаму правоверных Хусайну бен Али и подаренное ему ещё жеребёнком самим Пророком (да будет благословенно его имя). Иногда изображается именно с крыльями, напоминающими о его имени и о легендарном коне Пророка (да будет благословенно его имя) - Бурак'е («сияющий, «молниеносный»), на котором он совершил ночное переселение из Мекки в Иерушалайм.
По распространённым в шиитской среде представлениям, после гибели имама в битве при Кербале (октября 680), его так же тяжело раненый конь бросился в Евфрат и погиб. Иные же говорят, что верный Зульджанах покончил с собой, добравшись до лагеря союзников.
«Вечер Ашура»/تابلو عصر عاشورا, Оплакивание Хусайна пленёнными врагами его жёнами и женщинами его дома. Современная иранская акварель, художник محمود فرشچیان/Махмуд Фаршиан, 1976. На коне вилны притороченные к седлу Зульджанах'а пустой колчан и ножны утраченного Зульфикар'а (см. ниже).
В странах Центральной Азии, в т.ч. и в Афганистане в среде шиитов существует и третья легенда - об исчезновении коня Зульджанах'а/Дульдуля в горной скале, где скакун будет прибывать до конца времён.
Шииты верят, что именно на этом коне вернётся пророк Грядущего -
Махди.
Имам Али с Зульфикаром на коленях (XIX век, MuCEM/Музей цивилизаций Европы и Средиземноморья, накладной № 2003,197,7).
Наряду с мечом имама с раздвоенным лезвием (Зульфикар'ом, который Пророк (да будет благословенно его имя) вручил Хусайну), Зульджанах почитается символом имама Хусайна и знаком его сокрытого присутствия.
индийский меч «Зульфикар» с зубчатым и зазубренным острием, хранящийся в коллекции Хиггинса (инвентарный номер 2240); около 1800 г.
В руках своего хозяина (Хусайн был не первым его владельцем) меч обладал волшебным свойством будучи подброшенным, повисать в воздухе в ожидании протянутой к нему руки Хусайна, чтобы затем чудесным образом оказываться зажатым в ней.
В свою очередь
Хамса (пятерня) у шиитов знак того, что Хусайн не пожал руки неправедному дамасскому правителю Язиду, своему формальному господину.
"
Рука — один из элементов шиитского флага, алама, используемого в религиозных процессиях. Хамса — важный символ не только в исламе, но и во всех авраамических религиях: в иудаизме — это рука Марьям, в христианстве — рука девы Марии.", [цитата: Пухова, Иран и Ирак. Шиитские символы в современном арабском искусстве].
В некоторых районах Индии и поныне существует обычай почитания священного коня, ко многих городах и деревнях там в процессиях Мухаррама (обычно на десятый день месяца) в процессиях проводят белого коня в напоминание о грядушем празднестве Ашура, иншАллах, и ожидаемом возвращении святого имама.
Ожидание возвращения истинного имама. Плакат. Издание Корпуса Стражей Исламской Революции («пасдаран»), 1990ые годы. Грядущий Махди восседает на белоснежном Зульджанах'е. Публикация: BAGH Volume 13 Issue 44, page 24.
В Исламской Республике Иран в честь легендарного меча Хусайна назван боевой танк второго поколения (с экипажем три человека), разработанный и испытанный в 1993-97 годах.