Автопробег по бездорожью маршрутом Кале-Париж-Турин-Белград-Стамбул-Сивас-Эрзинджан-Тегеран-Кабул-Дели-Бомбей-Фримантл-Юанми-Лейк-Кинг-Седуна-Мингери-Омео-Сидней (около 16 тыс. км), 1968 год, советская команда на а/м «Москвич-408» проезжает афганский посёлок возле города Кабула.
В ЗАСТАВКЕ: Автопробег по бездорожью маршрутом Кале-Париж-Турин-Белград-Стамбул-Сивас-Эрзинджан-Тегеран-Кабул-Дели-Бомбей-Фримантл-Юанми-Лейк-Кинг-Седуна-Мингери-Омео-Сидней (около 16 тыс. км), 1968 год, советская команда на а/м «Москвич-408» проезжает афганский посёлок возле города Кабула. Всего из Лондона стартовало 98 машин от двенадцати заводских команд ведущих мировых автопроизводителей. Дойти до финиша в Сиднее в полном составе, не потеряв ни одной машины, удалось лишь четырём командам: австралийской (Ford 1-е место), двум английским (ВМСAustin 2-е место, ВМС Morris 3-е место) и нашей, в командном зачете советский экипаж занял 4 место за счет того, что команда АЗЛК была единственной добравшейся до финиша без потерь. В абсолютном зачете экипажи «Москвичей» заняли 20-е, 22-е, 33-е и 38-е места (всего финишировало 56 автомобилей.)
Среди участников ралли были мастера экстра-класса: заслуженные мастера спорта СССР (все получили это звание позднее) Александр Васильевич ИПАТЕНКО (1925-2010), будущий руководитель автоклуба ДОСААФ в Москве, Сергей Дмитриевич ТЕНИШЕВ (1928—1996), выдающийся испытатель НАМИ, неоднократный чемпион СССР Эммануил Абрамович ЛИФШИЦ (1935—2008), Уно Хейнрихович ААВА (22.11.1928) и ещё 8 или 11 человек, включая тренеров команды.
Трудности афганского участка были таковы, что все без исключения команды пришли к промежуточному финишу с опозданием. Наша команда опоздала на 44 минуты.
«Москвич-408» (по франц. номенклатуре Moskvitch Elite 1360), советский заднеприводный автомобиль II группы малого класса с кузовом типа «четырёхдверный седан». Существовали также связанные с этой модели и их многочисленные модификации.
Выпускался в Москве на заводе МЗМА (позднее АЗЛК) с августа-сентября 1964 года по декабрь 1975 года, непродолжительное время в сер. 60-ых был основной моделью завода.
У.Х. Аава оставил интересные воспоминания об этапах ралли, которые ныне можно найти в Интернет'е.
Выдержки из мемуаров заслуженного мастера спорта СССР по автоспорту (1969) Уно ААВЫ/U. Aava (1928) "Elu- ja ralliradadel" об афганском этапе ралли 1969 года:
* * *
Приближалась граница Ирана и Афганистана. Мы догнали французский «Ситроен», но обогнать не смогли. Вместе мы прибыли к располагавшемуся на большой равнине пограничному пункту. И снова столь ожидаемая встреча с соотечественниками, на этот раз из представительства в Кабуле. Но их лица были отчего-то встревоженными. Обычно нас, как последний советский экипаж, приветствовали криками «ура». Сразу же выяснилась и причина тревоги: «Москвич» Виктора Щавелева, Эммануила Лифшица и Валерия Широченкова еще не прибыл. Как же мы не заметили их? Что произошло? На эти вопросы мы так и не получили ответа – нам надо было сразу же ехать дальше. Позднее мы узнали, что на одном из трамплинов горной дороги автомобиль взлетел в воздух и ударился о камень. Экипаж не пострадал, но картер был полностью разбит. Любой другой экипаж, по-видимому, сдался бы, но наши товарищи об этом и не думали. Всего за полтора часа они сняли передний мост, заменили картер, поставили мост на место и продолжили путь.
РАДОСТЬ ВСТРЕЧИ
В Афганистане нас удивила содержавшаяся в образцовом порядке широкая магистраль, проложенная при помощи Советского Союза. Теперь мы сделали точный расчет времени. От графика мы отставали сильно: чтобы вовремя добраться до контрольного пункта в Кабуле, надо было идти со скоростью 140 км/ч. Кое-где действительно можно было развивать такую скорость, но на всем 1200-километровом маршруте, разумеется, нет. Мы выжимали из «Москвича» все. Несмотря на это, нас обошли три машины, которые уступили нам в горах.
Правительство Афганистана сделало много полезного для проведения ралли. Магистраль от границы до столицы закрыли для движения на сутки, а вдоль нее дежурили военные. Каждые полкилометра на обочине стоял темнолицый солдат в тюрбане и почтительно приветствовал проезжавших мимо спортсменов. Мы гнали «Москвич» вперед, и стрелка указателя уровня бензина опускалась на глазах.
Хозяин первой по пути заправочной станции развел руками: бензина марки «супер» нет, проезжайте еще пятьдесят километров, там будет. Ну что ж, вперед так вперед. Но и на следующей станции повторилось то же самое. Мы встревожились. Но тут Юрий увидел у дороги цистерну, у которой мы остановились с пустым баком. Перед нами туда же подъехали англичане на «Порше». Бензин заливали в канистру, а оттуда – в бак. Этой тяжелой работой занимались иранцы. Мы подарили им рекламные фотографии «Автоэкспорта». Это подействовало, и мы получили бензин вне очереди.
Наступил вечер. Приблизилась машина с включенным дальним светом фар. Я ответил тем же, включив еще и прожекторы. Это сработало: огни погасли, и лимузин остановился на обочине. Объезжая его, я увидел черный «Мерседес». В Кабуле выяснилось, что в нем ехал афганский король, который был большим любителем автоспорта и решил проехаться по трассе ралли.
Перед контрольным пунктом мы остановились еще раз, чтобы заменить карбюратор. И тут нас ждала радостная встреча: впереди шел знакомый белый «Москвич» Александра Ипатенко и его товарищей. Мы вместе прибыли на контрольный пункт, где узнали, что «Москвич» под номером 19 уже на новом этапе, а номер 20 приближается к Кабулу.
В афганской столице лишь отдельные экипажи остались без штрафных очков. В наш журнал вписали 44-минутное опоздание.
Следующий этап был похож на скоростные участки наших ралли: 76-километровый путь от Кабула до Сароби надо было пройти ровно за один час. На старой, заброшенной и пришедшей в запустение магистрали даже мощные автомобили не могли выдержать такой график.
Глухая темнота восточной ночи снова опустилась на горы. Шедшие впереди автомобили поднимали непрозрачную тучу пыли. Обгонять было очень рискованно. Поворот следовал за поворотом, подъем – за спуском. Переезды через сухие речные русла, где не было никаких мостов, также отнимали у участников столь важные минуты. В нескольких местах дорога была перекрыта обвалами, объезды которых были очень опасными.
Об отдыхе не могло быть и речи. Две пары глаз с напряжением вглядывались в свет фар, но каждый миг мог обернуться неожиданностью. «Москвич», словно горный козел, прыгал по камням и склонам, то взлетая в воздух, то царапая днищем камни. И тут машина приземлилась на лежавшую у дороги каменную глыбу. Конец? К счастью, нет! Мы двинулись дальше.
Пострадала труба глушителя, но все же осталась висеть под днищем. Было жаль терять время на остановку. Под шум двигателя и скрежет металла мы помчались вперед. На этой адской дороге (как позднее потом назвали этот этап участники) все получили штрафные очки. По мнению же организаторов, это была как раз классическая раллийная трасса! Лучшим здесь был Роджер Кларк, который опоздал всего на пять минут.
Мы прибыли на своем громыхающем «Москвиче» на контрольный пункт в Сароби с шестнадцатиминутным опозданием. В бортовой журнал Сергея Тенишева вписали двадцать семь, а Александра Ипатенко и Виктора Щавелева – по тридцать девять минут.
* * *
ЧЕРЕЗ ПАКИСТАН - В ИНДИЮ (начало главы)
Езда по широкой асфальтовой дороге из Сароби к афгано-пакистанской границе была в сравнении с предыдущими этапами отдыхом, но в то же время и отчаянной борьбой со злейшим врагом водителя – усталостью. Дорога вилась здесь по межгорным долинам. Помимо приветствовавших нас солдат, на ней не было видно никого. Даже другие участники нам не встречались. Мы шли с постоянной скоростью 130 км/ч.
Шла шестая бессонная ночь на трассе «ралли века». На многих встречах с болельщиками мне задавали вопрос: «Как можно провести за рулем несколько суток без сна, тем более на трассе ралли?» По правде говоря, я и сам иногда думаю, что это невозможно. Ниже я попытаюсь описать ночь в горах Афганистана, окончания которой мы так сильно ждали.
Кто водил автомобиль, тот знает, что езда по извилистой, узкой и местами опасной дороге отгоняет сон. Водитель весь в действии, каждую секунду ему надо быстро реагировать и принимать решения. Так было на скоростном этапе Кабул-Сароби. Риск не давал возможности даже подумать об усталости. Все мысли были направлены к единственной цели: не опоздать!
Виктор Алексеевич Щавелев у карты-схемы авторалли 1968 года.
Теперь «Москвич» катил по хорошей асфальтовой дороге. Напряжение снизилось, трудный и опасный отрезок пути остался позади. Кажущаяся бесконечной лента дороги, особенно ночью, для усталого водителя – наихудший враг. Надо было хотя бы немного поспать. Я сел за руль, а Юрий мгновенно заснул на опущенном сиденье. Переутомление и монотонный гул двигателя действовали словно снотворное. Глаза закрывались сами собой, в голове шумело от напряжения, начало звенеть в ушах. Я выкрутил радио до предела и закричал под рев музыки. Не помогло. Тогда я высунул голову из окна. Теплый ночной воздух не принес облегчения. Но сдаваться не хотелось: Юрию надо было немного отдохнуть – он устал так же, как и я. Я ущипнул себя за ухо, потом за нос, причиняя себе боль всевозможными способами. Даже к сверхкрепкому кофе я был уже нечувствителен.
Отчаянная борьба со сном продолжалась самое большее десять-пятнадцать минут. Больше сил у меня не оставалось. Я сбросил скорость до 60 км/ч и, не останавливая машину, еще не до конца очнувшийся после короткого сна Юрий влез за руль. Так повторялось каждые десять-двадцать минут. Мы с ужасом думали о последней, седьмой ночи.
На рассвете мы достигли границы Афганистана и Пакистана, где участников приветствовали большая толпа людей и оркестр. Каждому экипажу подарили автомобильный сигнал, напоминавший рожок ямщика. Нам достались даже два.
* * *
Результаты некоторых участников ралли, упомянутых автором:
Сергей Дмитриевич Тенишев/S. Tenishev (1928—1996) — советский раллийный гонщик послевоенной эпохи, победитель первого многодневного ралли СССР, участник множества международных соревнований. Испытатель НАМИ, заслуженный мастер спорта СССР (1969)
его результат в London - Sydney Marathon Accepted Entry List / Official Placings:
number - 19 position - 20 Avtoexport Soviet Union Moskvich 408
Александр Васильевич Ипатенко/A. Ipatenko (17.02.1925 — 29.10.2010), раллийный гонщик послевоенной эпохи, ведущая фигура команды «Автоэкспорт». Заслуженный мастер спорта СССР (1970). После завершения спортивной карьеры работал начальником Центрального авто-мотоклуба ДОСААФ СССР.
его результат:
number - 7 position - 33 entry - Avtoexport Soviet Union Moskvich 408
Виктор Алексеевич Щавелев/V. Schavelev (21.10.1928, Москва – 14.01.2011, там же), чемпион СССР 1965 г. по кольцевым гонкам, трехкратный (1961, 1964, 1969) чемпион СССР по ралли, вице-чемпион СССР 1966 г. по ипподромным гонкам, участник марафонских ралли "Лондон-Сидней" и "Лондон-Мехико", заслуженный мастер спорта СССР, заслуженный тренер РСФСР.
Его результат:
number - 20 position - 38 Avtoexport Soviet Union Moskvich 408
Уно Хейнрихович Аава/U. Aava (22.11.1928), заслуженный мастер спорта СССР (автоспорт, 1969).
Его результат:
number - 98 position - 22 Avtoexport Soviet Union Moskvich 408
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]