Приветствую Вас Гость!
Четверг, 18.04.2024, 16:30
Главная | Регистрация | Вход | RSS| Страницы истории Афганистана

БИБЛИОТЕКА [44] КАБУЛЬСКИЙ МУЗЕЙ [56] МЕМУАРЫ [10] МУЗЕИ [91]
ОБЕЛИСКИ [41] САЙТЫ [8]

Главная » Фотоальбом » БАЗЫ ДАННЫХ » БИБЛИОТЕКА » «АФГАНСКАЯ БАЛЛАДА»

«АФГАНСКАЯ БАЛЛАДА»

обложка сборника Н.С. Тихонова «Двенадцать баллад», Ленинград ГИЗ 1925, оформление: Е.Д. Белуха. Скан экземпляра из собрания РНБ в СПб.
В реальном размере 574x802 / 110.1Kb
447 4 5.0

Добавлено 02.07.2020 baktria

Всего комментариев: 4
+1  
1 baktria   (02.07.2020 18:19) [Материал]
В ЗАСТАВКЕ: обложка сборника Н.С. Тихонова «Двенадцать баллад», Ленинград ГИЗ 1925, оформление: Е.Д. Белуха. Скан экземпляра из собрания РНБ в СПб.

"Нам снилось, если сто лет прожить, — того не увидят глаза, но об этом нельзя ни песен сложить, ни просто так рассказать! «Перекоп» (1922).


В.В. в трудный год


Н.С. ТИХОНОВ

«АФГАНСКАЯ БАЛЛАДА»




Леса кораблей, контор редуты,
Машин и монет сверкание, (Машин и монет блистанье)
А вся эта мельница на ходу
Зовется Великобритания.

Синебородые, глина предместий,
Вершин ледяной кочан,
Чалма и песок, а всё это вместе
Зовется Афганистан.

Но синебородых людей не слабее
Люди из Лондона и Бомбея.

Им спать не дает сознанье, что вот —
Рядом пасется вольный народ.

Им, толстым, тесно и душно,
Их гордость приказ отдает,
И сто бомбовозов воздушных
Тотчас же выходят в поход.

<21>



Сто ястребов вышли недаром
Из школы захватчиков старых —
Китченера и Родса*
Попробуй с ними бороться.

Задела колодец налетчиков бомба —
Сразу старик завертелся и обмер.

Зарылася в пашню — пашня дыбом,
Скалы заплавали, точно рыбы.

Британского летчика когти остры:
Жилищ обреченных полосу
В костры побросал он, заставив костры
Вопить человечьим голосом.

Горы Пагмана** и воды Кабула
Такие прямые - шатались сутуло. (Зарылись в дыму, опьянели от гула)***.

Тогда бомбовозы стали свистать
Победу, кичася властью,
И не было рук достать их,
И не было слов проклясть их.

Земля чернела, точно пах
Убитых лошаков,
Но каждый ярд ее пропах
Угрозой глубоко.

<22>



Афганец, тяжкодум густой,
Не хочет покориться:
«Пусть в небе ястреб не простой,
Но ястреб всё же птица.

А если птица сеет гром —
Мы эту птицу подобьем».

Он глазом каменным следит
Кривых эскадр полет,
Качнулся, меткой пулей сбит,
Разбойничий пилот.

За ним другой, еще за тем
Перевернулись в высоте…

Очистив к ночи небосклон,
Угрюмый горец встретил сон:
Он доказал, что не слабее
Людей блестящего Бомбея.

А утром в небе выжег хвост,
Свистя, сто первый бомбовоз.

И горец, по ущелью мчась, -
Сто первой пулей увлечен, -
Винтовку вскинул на плечо…
Так эта битва началась.



1922–1923

Впервые: Тихонов Н.С. «Двенадцать баллад» (Ленинград: Государственное издательство (Госиздат: Ленгиз, Ленгублит № 7464), 1925), тип. им. Н. Бухарина, тир. 5 тыс. экз. с. 21-23. Датируется по первой публикации.

"После 1922 года, когда были написаны в основном все баллады, Тихонов в значительной мере обновляет свою манеру письма. «Афганская баллада» (1923) отличается от других баллад, написанных чуть ранее, своей ритмической свободой, сменой стихотворных размеров, прозаизацией поэтической речи. Автор отказывается от единообразия ритма, в большей мере подчиняя его логическим ударениям, изменяет лексику и стиль в пределах одного стихотворения, меняет ракурсы повествования." (Владислав Шошин).

* Китченер Гораций Герберт (1850–1916) — британский фельдмаршал, завоеватель Вост. Судана, отличавшийся жестокостью.

Родс Сесил Джон (1853–1902) — английский колонизатор, способствовавший захвату территории в Юж. Африке (Родезия).

** Горы Пагмана/ پغمان — горно-холмистая местность на юго-восток от Кабула, служивший местом летнего отдыха состоятельных жителей афганской столицы, членов королевской семьи, проведения различных важных государственных мероприятий, например, заседания Лойя-Джирги. особой достопримечательностью Пагмана являются его сады, некогда разбитые для королевское резиденции.

*** в скобках поздняя редакция, см.: Н. Тихонов, Поэмы. Баллады. Лирика, М., Гослитиздат, 1947

Источник: «ДВЕНАДЦАТЬ БАЛЛАД» (в формате Djv- 2.7M)

© Н.С. Тихонов, 1925
© Е.Д. Белуха, 1925

+1  
2 baktria   (02.07.2020 18:20) [Материал]
КОРОТКО ОБ АВТОРЕ



Николай Семёнович ТИХОНОВ (22.11./4 .12.1896, СПб. — 8.02. 1979, Москва), советский литератор, поэт, прозаик, литературный критик, общественный деятель, один из наиболее значительных поэтов отечественной литературы первого десятилетия советской власти, оказавший большее влияние на творчество многих своих младших современников.

Сын цирюльника, внук крепостных (дед по отцу - из крепостных гр. Шуваловых, дед по матери - крепостной гр. Бобринского).

Участник Империалистической войны (бои под Ригой, в большой кавалерийской атаке под Роденпойсом, контужен под Хинцебергом)

В перв. половине 1920ых годов входил в объединение «Серапионовы братья».

Многие произведения Т. до войны и после неё посвящены тематике Востока, в том числе и Афганистану.

«Темами Востока я занимался с таким же прилежанием, с каким в детстве читал и писал о нем, еще не видя его. В 1926 Тихонов направляется в Узбекистан и Туркмению, странствует пешком в Каракумах и горах Копетдага, посещает Азербайджан. В 1930 он снова в Туркмении в составе бригады писателей (Л.Леонов, В.Луговской и др.).

«Большую роль сыграла в моей литературной судьбе поездка с группой писателей в Туркмению в 1930 году. Я увидел страну, в которой впервые бродил в 1926 году, охваченную социалистическим переустройством. Создавались первые колхозы и совхозы. Ломалось последнее сопротивление баев.

Были еще и жаркие схватки с басмачами. Мы видели пустыню с ее своеобразным бытом, пограничные заставы и колхозы, города, в которых рождалось новое, сложную ирригацию и ее работников; мы проехали страну вдоль и поперек, из Керков спустились на каике, везя разные товары для прибрежных кишлаков, по Аму-Дарье, наблюдали жизнь туркменского народа, испытали даже песчаную бурю (афганец).

Эти дни никогда не изгладятся из памяти Чарующие картины восточной природы, туркменской весны, суровые будни пограничников на афганской и персидской границе, быт кочевников — все это каждый из участников поездки изобразил по-своему. Я написал тогда две книги: «Кочевники» и «Юрга».

+1  
3 baktria   (02.07.2020 18:23) [Материал]
В послевоенный период переводил поэтов стран Востока и респ. Союза ССР.

Первым среди советских писателей был удостоен звания Героя Социалистического Труда (1966).

Лауреат 3-х Сталинских премий 1-й степени (1942, 1949 и 1952 гг.), Ленинской премии (1970 г.), Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» (1957 г., был единственным вместе с Леонидом Брежневым, кто были награждены сразу обеими Ленинскими премиями). Награжден 3-мя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, медалью «За оборону Ленинграда» и др.



Николай Тихонов в группе участников литературной группы «Серапионовы братья», не ран. февр. 1921- не позд. осени 1923. Слева-направо (сидят): Михаил Леонид. Слонимский (1897—1972); Елизавета Григ. Полонская, урожд. Мовшензон, (1890—1969), переводчица Киплинга: "О, Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут, пока не предстанет Небо с Землёй на Страшный Господень Суд"; Николай Ник. Никитин (1895—1963), литератор, драматург и сценарист; Всеволод Вяч. Иванов (1895—1963), литератор, драматург, журналист, воен. корреспондент; Мих. Мих. Зощенко (1894—1958, Сестрорецк).

(стоят): Лев Лунц (см. ниже); Николай Тихонов; Константин Алек-ров. Федин (1892—1977), литератор, позднее высокопоставл. литературный функционер: перв. секретарь (1959—1971) и председатель правления (1971—1977) Союза писателей СССР, академик; Илья Алек-р. Груздев (1892—1960), литературовед, драматург, исследователь творчества М. Горького; Вениамин Александр. (Абелевич) Каверин/Зильбер; (1902— 2.5. 1989), литератор, драматург и сценарист, последний из "серапионов".

Автор фото: член группы Лев Натан. Лунц (1901 — 10.5.1924, Гамбург), идеолог группы, прозаик, драматург и публицист. Ольга Форш метко называла его "юношей-фавном", Н. Н. Берберова "душой Серапионов". Некрологи Лунцу написали Берберова, Юрий Тынянов, Максим Горький, Константин Федин, Михаил Слонимский.

Литературная энциклопедия в 1932 году поместила статью о Лунце, где он назван «воинствующим буржуазным индивидуалистом» и «типичным выразителем идей либеральной буржуазной интеллигенции предоктябрьской формации» (т. 6. С. 636, М.Майзель). Несмотря на усилия Тихонова и Федина, переиздание произведений Л. в России произошло лишь в 1990ые годы. Размер скана: 1049 Х 736, 223 кб (уменьшено от оригинала).

Собрание РНБ (в СПб.), изографическая коллекция/ шифр хранения: Ф. 474. Медведев. Альбом 2.

+1  
4 baktria   (02.07.2020 18:27) [Материал]
ОБ АВТОРЕ ОБЛОЖКИ сборника «ДВЕНАДЦАТЬ БАЛЛАД»



Евгений Дмитриевич Белуха/Eugene Belukha [20.7.1889, Симферополь — 20.4. 1943, Ленинград], художник декоративно-прикладного искусства (портреты, порт. миниатюры, пейзажи, анималистические этюды и др.), график, литограф, иллюстратор, экслибрист.



Ученик выдающегося гравера В. В. Матэ (1911) и живописца В.И.Шухаева (1918). Выполнял иллюстрации для журналов «Весь мир», «Огонек» (1911–1912), «Солнце России» (1913–1914); для «Красной газеты» (1918), «Петроградской правды» (1919–1920; включая заголовок), в 1920 -е годы на Государственном фарфоровом заводе расписывал фарфоровых изделия, выполнял экслибрисы.



Эксклибрис (искусствоведа и библиографа Эриха Фёд. Голлербаха 1895-1942, эвакуац., приятеля художника - baktria), работы Е. Белухи, пер. пол. 1920-ых годов. Бумага, тушь, перо, гуашь. 10,8 х 15,5 см. Под изображением монограмма художника белилами: Е.Б. Известны несколько вариантов книжных знаков, созданных Е.Б. для Голлербаха в 1920-30ые годы.

Сотрудничал с рядом издательств: Госиздат, «Прибой», Academia, Лениздат (став одним из создателей книжно-графического стиля Ленгиза) и др. Среди его работ — оформление книг: «Сказки» Р. Киплинга (1923), «Потерянный лик» Д. Лондона, «История одной серебристой лисицы»,Э. Сетон-Томпсона, «Кабильские сказки», «Кузовок», И. Соколова-Микитова, «Сказки южных славян» (1923), «Доктор Айболит» К. И. Чуковского (1924), «Страстная дружба» Г. Уэллса (1924), «В Индии» Е. Бонзельса (М; Пг.: Госиздат, 1923), «Студенческие повести» Л. Н. Рахманова (1931), «В людях» А. М. Горького (1933), «Мул без узды» Пайен из Мезьера (1934), «Звезды смотрят вниз» А. Кронина (1937), «Ход жизни» Э. Даби (1939) и др.



Вкус, присущий Е.Д. Белуха, позволил ему создать композиции, утонченные и изящные но, вместе, строгие и размеренные, где графика линии играла ведущую роль, лишь оттеняясь цветом, чья, иногда броская гамма, столь же графична и выпукла, как и рисунок мастера.

Участник многочисленных выставок (с 1921) в Петрограде и Москве, Казани, Париже (1925), Нюрнберге (1927), Кёльне (1928).

Умер в блокаду. Тело погребено на Литераторских мостках Волковского православного кладбища в Ленинграде.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]