В ЗАСТАВКЕ: барельеф Будда в окружении братьев Кашьяпа из города Урувилва и их последователей (36 фигур). Выс.: 0.58, ширина: 0.89.). Зелёный сланец, II-III вв. н.э. Шаторак, пров. Каписа. Национальный музей Афганистана, Кабул.
Легенда из ранних жизнеописаний Будды повествует о том, что когда Просветлённый прибывал вблизи города Магатхи, он явился почитаемому местным населением
риши Кашьяпе, поселился рядом с ним и оказывал святому отшельнику знаки внимания, как младший - старшему.
В конце-концов кротостью и смирением Будда сумел увлечь своим учением не только ришу-огнепоклонника, но и сотни его последователей: все они побрасали в воды реки своё имущество и даже одежды, в знак отречения от прежней жизни.
Эти то одежды увидели плывущими по волнам младшие братья Кашьяпа. Встревоженные судьбой брата и, так же окружённые своими учениками, они прибежали в пещеру, где обитал Кашьяпа, обнаружили брата живым и здоровым, услыхали его рассказ о Будде и вслед за уже обращёнными влились в ряды последователей нового божества.
Эта барельефная плита, блестящий памятник ранне-буддистского и гандхарского искусства была обнаружена в руинах буддистского монастыря в Шатораке, пров. Каписа, в 1930ых годах и позднее поступила в Кабульский музей (K. M. inv. no. 64-7-1, K.p. Sho. 820. 26. No. 155.)*.
В двухчастной композиции мы видим сцену, где сидящему на лотосовом троне Будде приближаются три брата-брахмана Кашьяпа (сам Кашьяпа, Гайя и Нати), знаменитые и почитаемые брамины индуизма, огнепоклонники, имевшие сотни последователей культа огня, которому они до встречи с Буддой поклонялись как божеству.
Согласно легенде с братьями к Будде пришли и стали его учениками сотни спутников и последователей трёх братьев: толпы неофитов переданы двумя рядами фигур, символизирующих это множество. Некоторые из них изображены в позах благочестия, иные - с приношениями в руках.
Старший брат - Кашьяпа или
Махакашьяпа, один из десяти великих учеников Будды и священный архат, был впоследствии руководителем Первого буддийского собора и главой Сангхи. Кашьяпу нередко изображают вместе с
Анандой, стоящими слева и справа от Будды.
Будда сидит в
ваджра-асана на квадратной платформе, украшенной пятью распустившимися бутонами лотоса, обозначающий сидение, на котором, по легендам, восседал исторический Сиддхарта Гаутама под Древом Бодхи («древо просветления»), в момент достижения им просветления.
Правая рука божества поднята в
мудра-абхая «жеста бесстрашия» (ладонь поднята на уровне груди и обращена наружу, кисть развёрнута ладонью от себя, пальцы направлены кверху, большой палец отстоит от других четырёх пальце). Открытая ладонь - знак расцвета и торжества учения, готовности Учителя взять под защиту своего последователя.
В верхнем уменьшенном регистре барельефа повторена основная композиция барельефа, но уже в качестве иллюстрации сопричтения Будде просветлённых его учением праведных последователей.
Памятник украден из Национального музея Афганистана в феврале 1993 года и был зарегистрирован в частной коллекции в Японии, из которой вместе со 100 другими памятниками, похищенными в Афганистане, в августе 2016 года усилиями основателя Японского комитета по защите перемещенных культурных ценностей профессора Хираямы, был возвращён в Афганистан.
* номер по каталогу Catalogue of the National Museum of AfghanistaN, 1931–1985 – ISBN 978-92-3-104030-6 – © UNESCo 2006, стр. 316.
© National Museum of Afghanistan, 2006/2016
© Cultural Heritages of Afghanistan - میراث های فرهنگی افغانستان, 18.6.2020
© Страницы истории Афганистана, 24.10.2020