В ЗАСТАВКЕ: Бляшка-рондо с избражением богини-матери Харити, сидящей на гусином троне и кормящей грудью младенца, серебро, золотая фольга Таксила, I в.н.э. Метрополитен-музей, Н.-Йорк, дар (1981) Стивена Коссака, Коллекции Кроноса, фото: Ismoon, 2015.
Богиня Харити изображена кормящей грудью ребенка и сидящей на троне, окружённом лотосами и со спинкой, увенчанной священными гусями (
хамса), в индуизме -
ваханами Брахмы, а в буддизме - посланцами Будды.
"линейная обработка драпировки стилистически напоминают образцы парфянской империи. Как типично и для многих известных композиций памятников Гандхарского искусства, Харити носит драгоценности и сидит на троне, который имеет очевидное южноазиатское происхождение; этот синтез иностранных стилей с индийскими формами типичен для многоэтнического характера вкуса Гандхарана.", (Heilbrunn Timeline of Art History, сайт metmuseum.org).
Включённая в буддисткий пантеон богиня (или ракшаси,"матерь демонов" и богиня оспы) Харити, культ которой уходит в доисторические глубины, согласно добуддистским верованиям, для того, чтобы иметь молоко, необходимое для комления её собственных детей, крала и пожирала младенцев, но наставленная на праведный путь самим Буддой, сделалась их защитницей и покровительницей, вспомошественницей благополучных родов.
Перед нами, судя по всему, одно из древнейших известных изображений преображённой Харити. Предполагается, что иконография богини, имеющая сходство с греческой богиней Тихе занесена в Индостан и сопредельные местности в эпоху греко-буддизма.
© metmuseum.org