В ЗАСТАВКЕ: Василий Васильевич Верещагин (1842–1904), «Опиумоеды», 1867/68 год, масло, холст, 40 × 47 см, Государственный музей искусств Узбекистана (Ташкент).
Картина, написанная на основе эскизов и зарисовок, сделанных в 1867 во время путешествия по Туркестану, приобретена была с т.н. "Туркестанской" выставки (1869)
вел. кн. Николаем Константиновичем (1850 - янв. 1918), в декабре 1874 высланном из столицы с лишением званий и наград за совершение кражи в доме своих родителей (по официальной версии императорского указа министру Двора, князя выслали как душевнобольного).
С 1879 года и до начала 1920ых годов полотно находилось в его дворце в Ташкенте в составе обширной коллекции живописи (полотна Белотти, А. Каналетто, М. Мариески, Д. Панини, Боровиковского, Тропинина, Ярошенко, Каразина, Репина, Самокиша). Позднее, в нач. 1920х годов поступила в устроенный в здании быв. дворца в 1924 году Государственный музей искусств Узбекистана (до 1935 года назывался Ташкентский музей искусств).
Верещагин вспоминал: « ... я застал картину, которая врезалась в моей памяти: целая компания нищих сидела, тесно сжавшись, вдоль стен; недавно, вероятно, приняла дозу опиума; на лицах тупое выражение; полуоткрытые рты некоторых шевелятся, как будто шепчут что–то; многие, уткнувши голову в колени, тяжело дышат, изредка передергиваются судорогами
<...>
Едва ли можно сомневаться, что в более или менее продолжительном времени опиум войдет в употребление и в Европе; за табаком, за теми приемами наркотиков, которые поглощаются теперь в табаке, опиум естественно и неизбежно стоит на очереди».