В ЗАСТАВКЕ: римская камея-инталия из лазурита с изображением Виктории, управляющей квадригой, I-II века н.э., вставка в щиток перстня, найдена в Тонгерене (Бельгия), Галло-римский музей (GRM 5875), Тонгерен.
Давно хотелось мне в дни Великого поста сделать "
лазуритовую неделю", помещая всякий день по одной вещице отделанной этим минералом, но вряд ли когда-нибудь руки дойдут. Но, вот вам что-нибудь такого рода...
С древне-христианских времён синий цвет символизировал не только заимствованное из язычества поминание образа вечного неба, как зримого выражения вечной жизни (
Исх. 24:10) и лазуритового трона Господа нашего Иисуса Христа (
Иез. 1:26; 10:1), но и добродетелей благочестия, целомудрия, смирения, кротости, верности и самопожертвования.
Сочетание камней синего цвета в вставках, например, золотых перстней напоминал о вечной жизни через смерть (которую символизировал царский металл -
золото) и прощение грехов через раскаяние и искупление (которое означало
серебро), упование на благость Страшного суда (который выражало собой медь и
бронза).
И в сочетании всех этих стремлений - надежду человека на Победу/Викторию над самым необоримым Злом - смертью. Упование на Пасхальное преображение мёртвой плоти в Жизнь вечную силою бессмертной души.
Так как лазурит был чудовищно дорог, а более-менее регулярно его начали завозить в Европу с Востока венецианские торговцы лишь в XIII веке, то ещё в египетской древности был изобретён довольно трудоёмкий процесс изготовления из этого минерала пасты, необходимой не только для поделок, но и для получения ультрамарина - краски густо-синего и лазурного цвета.
Чтобы получить из лазурита необходимый пигмент, камни измельчали до порошкообразной массы, смешивали её с пастой из древесной смолы, очищенного воска, камеди и льняного масла. Затем скатанный шар полученной смеси вымешивали в течение трех дней в ёмкости с водой, добавляя её исключительно малыми порциями, просушивали и высушивали и пускали в работу.
...В немецком городе
Дальхейме при строительных работах в середине 2000ых годов наткнулись на непотревоженное захоронение монахини XI-XII веков, дожившей до преклонных лет (что-то более 50 или даже 60ти). При обследовании костяка на эмали зубов были обнаружены частицы лазуритового пигмента и сусального золота: благочестивая женщина, скорее всего, имела послушание в скриптории обители, где украшая рукописи миниатюрами, наносила на страницы наряду с другими красками и всегда чрезвычайно дорогие ультрамарин и золото.