В ЗАСТАВКЕ: Миниатюра «Портрет афганца Рохиллы»
*, Северная Индия; 1821-1822, бумага
**, натуральные краски и пигменты. Размер листа: 27.3 × 16.3 см скан фото датского сайта Davidmus.dk, размер скана заставки: 1220 Х 1979, 1, 1 мб., значительно уменьшен от оригинала.
К 60-летию В.П.Веденина
Очень молодой человек несколько скованно позируют художнику, положив руку на рукоять шамшира; он одет в красочную, даже излишне пёструю одежду, отражающую его этническое происхождение и подчёркивающее, вероятно, известное положение на социальной лестнице.
На молодом человеке традиционный могольский халат-«чога» с воротом, короткими рукавами и нижними полами, отороченными мехом, надетый на небесно-голубую курту — род кафтана свободного покроя напоминающий рубаху. Курта схвачена в пояснице длинным в три оборота так же богато вышитым кушаком-«патка». Грудь закрывает тёмно-бардовая сорочка, украшенная ярко-алыми изображениями птиц. На юноше щёгольски сдвинутая набекрень высокая круглая шапка, обшитая тремя рядами золотого галуна. На ногах - высокие сапоги.
Надпись на обороте листа идентифицирует юношу как члена семьи Барех, одного из многих пуштунских кланов из горных районов Афганистана, представители которого на протяжении первых веков империи Бабура нередко переселялись из родных афганских гор в северные районы Индостана.
В целом, миниатююра неся в себе черты современной ей европейской школы, сохраняет, однако, композиционно, в некоторых деталях отделки и цветовой гаммы могольскую живописную традицию.
___________________________________
Сделаю к тексту несколько кратких пояснений:
* Этимология этого имени, имевшего и мужскую, и женскую формы, не совсем ясна, Османов возводит её через арабское заимствование к древне-еврейскому "овца". Имеется так же пуштуноязычный этноним, (образованный от этого имени?) - представители пуштунского преимущественно урдоязычного клана рохилла, расселённые в XVII-XVIII веках в долинах
Рохилкханда/روہیل کھنڈ/रुहेलखण्ड в верховьях Ганга (это территория современного индийского штата Уттар-Прадеш) набирались в личную гвардию и войско
Великим Моголом Аурангзебом (1658—1707), который восхищался воинственностью этих солдат и высоко ценил их боевые качества.
Одно время рохилла сумели создать даже своё собственное государство, воевавшее с разной степенью успешности с империей
маратхов, а с начала XVIII в. и практически до наших дней они управляются своим вначале владетельным, позднее, в республиканские времена Индии - титулярным правителем-навабом (навабом княжества-государства Рампур). Ныне
Рохилла входят в состав 18 кланов Раджпутаны.
** бумага для миниатюр могольских живописцев, если она изготовлялась в Индии, а не привозилась из-за границы, приготовлялась из бамбуковых, джутовых, шёлковых волокон и текстильной ветоши.
*** т.н. «индийский жёлтый», чрезвычайно стойкий и прочный краситель, который выделывался по старинным, заимствованным у персов, технологиям: для его получения выпаривая мочу быков, которых кормили манговыми листьями. Кроме того, для изготавления красок использовались природные смолы (камеди) и млечные соки растений, кошениль, сульфаты железа, меди и сурьмы, в росписях применялось натуральное золото, причём нескольких оттенков и т.д.
Текст заметки написан на основании описания датскоязычного сайта Davidmus.dk выдающегося музейного собрания искусства стран исламского Востока в Копенгагене (Королевство Дания).
© Davidmus.dk