В ЗАСТАВКЕ: Ажурный медный подсвечник с имитацией серебрения, сквозное прорезное литьё, лужение, гравировка. Иран, XV в., высота: 23,8, диаметр стопы: 20 см, собрание David Collection/Дэвидс Сэмлинг (Копенгаген, Дания), в разделе
«Timuriderne og Turkmenerne» , инвентарный номер 26/1994, публикация скана и описание на датском языке: сайт
davidmus.dk.
К 60-летию В.П.Веденина
Текст заметки взят с датского сайта
davidmus.dk и дополнен мной несколькими уточнениями к случаю публикации.
Форма этого подсвечника в один рожок восходит в исламской культурной традиции сложившейся задолго до монгольского нашествия XII века.
Подсвечник относится к небольшой группе тимуридских светильников с ажурным декором. Медь изначально была залужена таким образом, чтобы поверхность изделия приобрела серебристо-блестящий вид и, вместе, это покрытие служило бы защитой металла от коррозии.
Надпись, выделенная литьём, гласит:
”Владельцу – мужчине: счастье, благополучие и жизнь до тех пор, пока голубь воркует* - навсегда, бесконечно, до судного дня".
Поскольку эта техника лучше всего подходила для более крупных, слегка грубоватых украшений, в контексте предметов обихода и росте объёмов производства она довольно быстро была вытеснена гравировками по поверхности металла.
В более поздние времена - с XIV по XX века подобные подсвечники изготавливались в Египте и Сирии и украшались в качестве основного декора крупными надписями, нередко инкрустированными серебром.
Литература: Kjeld von Folsach: Kunst fra islams verden i Davids Samling, København 2001/Кьельд фон Фольсах: искусство из мира ислама в коллекции Дэвида, Копенгаген, 2001, номер по каталогу: 524.
© davidmus.dk, 2023 __________________________
Перед нами предмет обихода определённо ориентированный на владельцев-мужчин: об этом говорят и его крупные формы и посвятительная надпись.
Свеча освещает нам путь во тьме, это символ учения, побеждающего тьму невежества, олицетворяя свет знаний и тепло жизни, это символ стремление к познанию и это символ веры.
В надписи на подсвечнике упомянут воркующий голубь - десятки тысяч белоснежных голубей Мазар-и Шарифа - один из символов Афганистана и всегдашнее сопровождение самой известной духовной святыни этой страны. В их белоснежную бушующую подобно пене прибоя стаю ежедневно приходят молиться тысячи правоверных. Среди афганцев существует поверье, что если к стотысячной стае прибивается какой-нибудь сизый, пятнистый или темнохвостыый голубь - со временем он побелеет и сольётся со стаей. И, действительно, в Мазари все тысячи и тысячи голубей белоснежны.
* У мусульман голубь — священная птица, часто изображавшаяся на плече пророка Мухаммеда (да будет благословенно его имя), олицетворяя сходящее на него Божественное вдохновение, а по традиционноным представлениям правоверных, голубь Мухаммеду носил некогда в клюве воду для мытья.
Одновременно, эта птица - символ человеческой души с плодовитостью, призыв к умиротворению, искатель пути спасения в бурных волнах нашего мира, подобно голубю Ноева ковчега первым увидившего землю и устремившегося нему.
Наконец, ещё древние римляне почитали голубя птицей мира, а символом невоенного, мирного времени считались у них голубки Венеры, которые по преданию свили себе гнездо в опрокинутом на землю шлеме Марса.
* * * Площадки
«ОБЪЕДИНЕНИЯ Сайтов ПВ КГБ СССР на Афганской войне» -
ММГ-2/вч пп 2099 в Ташкургане (провинция Саманган) и СИА, их участники и админы сердечно поздравляют ветерана афганской войны, педагога и воспитателя
Виктора Петровича Веденина с 60-летием и желают ему крепкого здоровья, творческой активности, мира и счастья его семье, родным, ученикам, близким и боевым товарищам!
.
© Страницы истории Афганистана,
© ПВ КГБ СССР в Афганской войне,
© Мотоманевренная группа ПВ КГБ СССР «Ташкурган», провинция Саманган, 15.03.2023