В ЗАСТАВКЕ: Статуэтка неизвестного божества буддистского пантеона, бронза, литьё сплошное, выс.: 3.0. см. Афганистан I-II вв. н.э. Собрание МАЭ (Кунсткамера) в СПб. (и.н. 5942-309). Божество в головном уборе (?) стоит на прямоугольном пьедестале без лотосов. В руках атрибуты (лотос? сосуд?).
Публикация: 108 образов Будды. Исследование коллекции No 5942 из собрания Музея антропологии и этнографии (Кунсткамеры) РАН / Авт.–сост. Е. В. Иванова, А. Ф. Дубровин,отв. ред. И. А. Алимов. — СПб.: МАЭ РАН, 2014.— 338 с стр. 38-41*.
В примечании на странице издания указано так же: Определить персонаж не представляется возможным. Единственная известная аналогичная по сплаву буддийская скульптура — это
богиня судьбы (the Goddess Tyche of Fortuna), Афганистан, I–II вв., (LACMA № М.85.73.1.) [Риди 1997 № А2], технология ее изготовления и стиль также близки.
Территория нынешнего Афганистана, через которую в древности проходили торговые пути из Индии в Иран и Центральную Азию, в период существования
царств Гандхара и Бактрия, входила в ареал распространения школ буддизма хинаяны.
Когда в IV в. до н.э. Бактрия и Гандхара были завоеваны Алек сандром Македонским, буддийское искусство этих стран подверглось влиянию стиля эллинистического искусства, усилившемуся в период существования в III–II вв. до н.э. греко-бактрийского царства, родилась гандхарская школа буддийского искусства. Изображения Будды в гандхарском стиле соответствуют эллинистическому идеалу красоты. В Матхуре эллинистический гандхарский стиль приобрел характерные индийские черты при
династии Гупта (240–535 гг. н.э.), когда при доминировании индуизма поощрялось развитие и буддийского искусства.
В III–II вв. н.э. на территории современного Афганистана располагалось Кушанское царство, одной из религий которого был буддизм. После падения в III в.н.э власти Кушанского царства над Афганистаном при его новых правителях — сасанидах, благожелательно настроенных по отношению к буддизму, последователи буддизма создали в горах Гиндукуш сотни пещерных буддийских храмов и монастырей.
С началом упадка буддизма в VIII в. н.э. в Западной и Южной Индии произошло его изгнание воинами ислама с территории современного Афганистана, а также из Средней Азии и Пакистана.
Насколько нам известно, систематических трудов, посвященных металлической буддийской скульптуре Афганистана, не существует.
Ч.Л. Риди приводит одиннадцать металлических скульптур, многие из которых были опубликованы ранее и по-разному атрибутированы авторитетными исследователями [Риди 1997: 132–139]. Стилистически эти скульптуры различны. Следует сказать, что ни одна из них не имеет точного происхождения и датировки. Скульптуры почти все стоящие и, насколько можно судить по фотографиям, сплошные. Одиннадцать скульптур изготовлены из восьми типов сплавов. В том числе и из трех- и четырехкомпонентных латуней, которые нам для буддийской скульптуры представляются сплавами довольно поздними.