Приветствую Вас Гость!
Суббота, 23.11.2024, 11:06
Главная | Регистрация | Вход | RSS| Страницы истории Афганистана

БИБЛИОТЕКА [46] КАБУЛЬСКИЙ МУЗЕЙ [56] МЕМУАРЫ [10] МУЗЕИ [95]
ОБЕЛИСКИ [41] САЙТЫ [8]

Главная » Фотоальбом » БАЗЫ ДАННЫХ » МУЗЕИ » БРОНЗА МАЭ

БРОНЗА МАЭ

статуэтка неизвестного божества буддистского пантеона, бронза, литьё сплошное, выс.: 3.0. см. Афганистан I-II вв. н.э. Собрание МАЭ (Кунсткамера) в СПб. (и.н. 5942-309). Божество в головном уборе (?) стоит на прямоугольном пьедестале без лотосов. В руках атрибуты (лотос? сосуд?)
В реальном размере 764x826 / 111.7Kb
183 2 5.0

Добавлено 21.03.2023 baktria

Всего комментариев: 2
0  
1 baktria   (21.03.2023 06:43) [Материал]
В ЗАСТАВКЕ: Статуэтка неизвестного божества буддистского пантеона, бронза, литьё сплошное, выс.: 3.0. см. Афганистан I-II вв. н.э. Собрание МАЭ (Кунсткамера) в СПб. (и.н. 5942-309). Божество в головном уборе (?) стоит на прямоугольном пьедестале без лотосов. В руках атрибуты (лотос? сосуд?).



Публикация: 108 образов Будды. Исследование коллекции No 5942 из собрания Музея антропологии и этнографии (Кунсткамеры) РАН / Авт.–сост. Е. В. Иванова, А. Ф. Дубровин,отв. ред. И. А. Алимов. — СПб.: МАЭ РАН, 2014.— 338 с стр. 38-41*.

В примечании на странице издания указано так же: Определить персонаж не представляется возможным. Единственная известная аналогичная по сплаву буддийская скульптура — это богиня судьбы (the Goddess Tyche of Fortuna), Афганистан, I–II вв., (LACMA № М.85.73.1.) [Риди 1997 № А2], технология ее изготовления и стиль также близки.

Территория нынешнего Афганистана, через которую в древности проходили торговые пути из Индии в Иран и Центральную Азию, в период существования царств Гандхара и Бактрия, входила в ареал распространения школ буддизма хинаяны.

Когда в IV в. до н.э. Бактрия и Гандхара были завоеваны Алек сандром Македонским, буддийское искусство этих стран подверглось влиянию стиля эллинистического искусства, усилившемуся в период существования в III–II вв. до н.э. греко-бактрийского царства, родилась гандхарская школа буддийского искусства. Изображения Будды в гандхарском стиле соответствуют эллинистическому идеалу красоты. В Матхуре эллинистический гандхарский стиль приобрел характерные индийские черты при династии Гупта (240–535 гг. н.э.), когда при доминировании индуизма поощрялось развитие и буддийского искусства.

В III–II вв. н.э. на территории современного Афганистана располагалось Кушанское царство, одной из религий которого был буддизм. После падения в III в.н.э власти Кушанского царства над Афганистаном при его новых правителях — сасанидах, благожелательно настроенных по отношению к буддизму, последователи буддизма создали в горах Гиндукуш сотни пещерных буддийских храмов и монастырей.

С началом упадка буддизма в VIII в. н.э. в Западной и Южной Индии произошло его изгнание воинами ислама с территории современного Афганистана, а также из Средней Азии и Пакистана.

Насколько нам известно, систематических трудов, посвященных металлической буддийской скульптуре Афганистана, не существует. Ч.Л. Риди приводит одиннадцать металлических скульптур, многие из которых были опубликованы ранее и по-разному атрибутированы авторитетными исследователями [Риди 1997: 132–139]. Стилистически эти скульптуры различны. Следует сказать, что ни одна из них не имеет точного происхождения и датировки. Скульптуры почти все стоящие и, насколько можно судить по фотографиям, сплошные. Одиннадцать скульптур изготовлены из восьми типов сплавов. В том числе и из трех- и четырехкомпонентных латуней, которые нам для буддийской скульптуры представляются сплавами довольно поздними.

0  
2 baktria   (21.03.2023 06:46) [Материал]
Ведущий научный сотрудник ГосНИИР М.С. Шемаханская доказала, что многокомпонентные сплавы в первые века н.э. могли получать и получали из полиметаллических руд (на одно из месторождений в Таджикистан была отправлена экспедиция, в старых выработках взяты образцы руды, по старинной технологии из них был выплавлен многокомпонентный сплав). Подобное разнообразие сплавов можно объяснять и этим. А можно предположить, что часть этих столь необычных скульптур — позднейшие повторения.



В МАЭ (Кунсткамере) РАН есть только одна скульптура, котторую мы атрибутировали как изготовленную на территории современного Афганистана (в это время там, как мы упоминали, располагалось Кушанское царство). Это изображение божества № 5942–309. Наиболее близким к нему по сплаву оказалось изображение Анахиты (LACMA № М.85.116) [Риди 1997: № А3], датированное III–IV вв. н.э.

Но стилистически ей гораздо ближе изображение богини Tyche (LACMA № М.85.73.1) [Reedy Ch L. The Opening of Consecrated Tibetan Bronzes with Interior Contents: Scholarly, Conservation, and Ethical Considerations // Journal оf the American Institute for Conservation. 1991. Vol. 30. № 1.: № А2], датированное I–II вв. н.э. Сходную стилистически скульптуру приводит У. фон Шредер [Шредер 1981: № 41А]. Это кушанская скульптура I–II вв. н.э. из раскопок в Индии, Уттара Прадеш.

К сожалению, состав сплава не приводится, так что сравнить их мы не можем. Как уже отмечалось выше, для одних и тех же скульптур исследователи предлагают различные атрибутации. Но все же датировки близки. Так что мы атрибутировали скульптуру № 5942–309 как афганскую, I–II вв. н.э. Это самая ранняя скульптура в коллекции МАЭ № 5942. Стоит отметить, что Ч.Л. Риди в частном сообщении согласилась с предложенной атрибуцией.

Памятнику посвящена специальная публликацция: Дубровин 2014 — Дубровин А.Ф. Об одной редкой скульптуре из собрания Кунсткамеры // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирова ния. 2014. № 113. С. 122–123.
________________________________

* издание представляет собой иллюстрированный каталог металлических изображений богов из пантеона северного буддизма, входящих в коллекцию № 5942 предметов буддийского культа, хранящуюся с 1950 г. в фондах МАЭ РАН. Впервые публикуемая коллекция объединяет металлическую буддийскую скульптуру различных регионов Восточной Азии от Афганистана до Китая — всего более 600 единиц хранения, из которых в настоящем издании детально представлено 108 предметов, а остальные даны в общем перечне. Всем скульптурам предпосланы описания, включающие научную атрибуцию, идентификацию божеств, а также определение сплавов, из которых скульптура изготовлена.

Издание адресовано исследователям истории буддийского искусства, всем интересую щимся проблемами буддийской иконографии и традиционной буддийской культуры Азии.

В ЭБ МАИЭ им. Петра Великаго РАН (Кунсткамера, СПб): Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН ВЕСЬ ДОКУМЕНТ в формате PDF (размер файла 67.1. МБ).

РАЗДЕЛ АФГАНИСТАН (стр. 38-41) в этом издании отдельным PDF (размер файла 991 кб).

© А. Ф. Дубровин, составление, атрибутция, текст, справочные материалы, 2014.
© Е. Д. Огнева, текст, 2014.
© Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, 2014.
© Т. В. Богданова, дизайн, 2014

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]