В ЗАСТАВКЕ: Вас.Вас. Рождественский (1884-1963), «Парад в Самарканде»
*, 1927, бумага, акварель, графитный карандаш, ГТГ, Москва.
Работа выставлялась на закрывающейся послезавтра (28 сент.) в Новой Третьяковке на Крымском Валу в Москве большой выставке
«Путь на Восток», посвящённой работе русских художников в республиках Ср. Азии и Казахстане в 1920-50ые году. Выставка работала с апреля с.г., скан-фото (выравненный и обрезанный мною), который выполнил Ю.В.Самодуров, побывавший на выставке.
В.В.Р. (май 1884, Тула - май 1963, Москва), русский и советский живописец и график, сын священника. Ученик Серова, Коровина, Архипова и Леонида Пастернака (отца поэта), многолетний близкий друг Петра Кончаловского, в молодые годы член объединения «Бубновый валет» (1910—1917, 1927) в ранние годы испытал больше влияние импрессионизма и постимпрессионизма.
Ещё до Империалистической войны (на которой Р. воевал в 1914-17 годах, демоб. по ранению), побывал в Италии, в советские времена много ездил по стране, бывал в Крыму, на Кавказе, в Карелии, Средней Азии (например, в Узб. и Тадж,, в 1936), на Алтае. В послевоенные годы почти каждый сезон "работал в Подмосковье. Писал пейзажи, портреты, натюрморты; в конце 1910-х — начале 1920-х занимался плакатом".
В предвоенные десятилетия чрезвычайно много выставлялся, как в СССР, так и за границей: "в Берлине (1922, 1927, 1930), Японии (1926—1927), Вене (1927, 1930), Стокгольме (1927—1928, 1930) Праге, Осло, Копенгагене (1927—1928), Амстердаме, Риге, Нью-Йорке, Филадельфии, Бостоне, Детройте, Винтертуре (все — 1929), Данциге (1930), Цюрихе (1931), на XIV, XVI и XVIII международных выставках искусств в Венеции (1924, 1928, 1932), современной живописи в Питтсбурге (1930) и других".
_______________________________
* осторожно предположу, что это эскиз к неосуществлённому панно.
При явном крене в восточную цветастость и этнографический колорит, согласитесь, замечательная работа. Жаль, что не доводилось её прежде видеть, огорчение несколько искупает этот хорошего качества скан
Ю.В. Самодурова. Спасибо ему за эту работу.
В центре развивается зелёный флаг Бухарской Народной Советской Республики (уже преобразованной к моменту написания акварели сначала в Бухарскую ССР, а затем - в Узб.ССР), несущий ещё над рядами красноармейцев цвет ислама с желтыми пятиконечной звездой полумесяцем (повёрнутым рожками от древка), и отдалённо напоминающий прежний штандарт эмира Бухарского, бежавшего от революции в Кабул.
При этом надо заметить, что в Бухарской армии не носили будёновок, там в качестве головного убора (и в кавалерии, и у пехотинцев-стрелков) использовалась т.н.
"бухарка" - круглая баранья шапка.