В ЗАСТАВКЕ: Памятник воинам-афганцам в городе Хмельницком
*, Вул. Театральна, 36, бронза, гранит, искусственный мрамор (Украина, 2007
**) решён в виде огромной руки, передвигающей по земному шару, словно пешку по шахматной доске, фигуру советского солдата. Скульпторы Николай (ум. 2015) и Богдан Мазуры, архитектор В. М. Панасюк.
Официальное название этого монумента «Подолянам, полеглим в Афганістані та інших локальних війнах»/«Памятник подолянам, павшим в Афганистане и локальных войнах»
***.
На постаменте, выполненном в виде гранитной полусферы, надпись: «Помиляються правителі – страждає народ»/«Ошибаются правители - страдает народ».
Младший
Мазур (сын),
Богдан Николаевич (1969), уроженец Хмельницкого, довольно востребованный в современной Украине мастер наполнивший Киев и многие иные города Республики своими изделиями, выполненными в формах от малой - до монументальной городской скульптуры: памятник
Вячеславу Черноволу, и надгробный памятник ему же на Байковом кладбище в Киеве.
В памятнике афганцам меня несколько смущает сюжетная претенциозность и вторичность скульптурной композиции, напоминающей инсталляции чрезвычайно плодовитого испанского скульптора последних трёх десятилетий
Лоренцо Куинн'а**** Dolce Vita (Лондон),
ЭТО НЕ ИГРА2 (Венеция) или Hand of God в парке Цзи Нянь в Шанхае (авторская реплика в собрании - Гос. Эрмитажа в Санкт-Петербурге).
фото заимствовано с персонального сайта
desants.livejournal.com И рука на памятнике в Хмельницком это - не длань Бога, и солдат - не пешка, как бы это кому-то ни казалось. Если же имеется в виду рука "правителя", который ошибается, то композиция оставляет впечатление некоторого неуважения к солдату и ценности его жизни. Есть вещи, которые не стоит выпячивать при создании воинских мемориалов. Вина и роль политиков - отдельный и в данном случае - не уместный сюжет.
Сравнивая эту работу с другими скульптурными группами Б.Н. Мазура, можно так же отметить, что ясностью и лапидарностью композиции она стоит особняком в творчестве мастера. Я бы даже уточнил - стоит на большом удалении от всего, что выполнено им за последние 20 лет плодовитой работы в области городской скульптуры. При вполне запоминающейся авторской творческой манере и склонности перегружать свои композиции массой деталей - перегружать до такой степени, что некоторые из памятников, созданных им, напоминают яблони, склоняющие ветви под тяжестью плодов
Sergi G, 1.8.2014,
ru.foursquare.com Установлен памятник на фоне какой-то безликой то ли жилой, то ли - промышленной архитектуры с окнами-бойницами, по советской традиции заполненными стекло-кубами, что значительно снижает впечатление от скульптуры. Но это уже вина не скульпторов, но архитектора.
Мемориалы всегда требуют пейзажа, тематического пространства, если хотите.
Тем более монументы, задуманные с таким размахом или замахом, не знаю как деликатнее сказать.
ФОТО ПАМЯТНИКА (в разных ракурсах) на
desants.livejournal.com, 30.12.2018.
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ Б.МАЗУРА.
РАБОТЫ ЛОРЕНЦО КУИННА