Мемориальный знак на месте гибели водителя, рядового Сергея Грудцына (19.6.1987). Фото из личного архива полковника в отставке Б.В.Быстрова, 1987-88 гг.
В ЗАСТАВКЕ: Мемориальный знак на месте гибели водителя, рядового Сергея Грудцына (19.6.1987). Фото из личного архива полковника в отставке Б.В.Быстрова, 1987-88 гг. размер бланкированного фото: 667Х611б 147 Kb. Для увеличения, наведите курсор на нижний обрез фотографии.
Сергей Владимирович ГРУДЦЫН [25.12.1965, Куйбышев - 19.6.1987], рядовой, водитель. Работал водителем. В Вооруж. Силы СССР призван 12.11.86 Гайским ГВК Оренбург, обл. В Респ. Афганистан с дек. 1986. Неоднократно принимал участие в перевозке грузов для боевых частей в сложных горных условиях. Показал себя смелым и решительным воином. 19.6.1987 при отражении нападения пр-ка на колонну автомобилей был ранен и скончался на поле боя. Нагр. орд. Красной Звезды (посмертно). Похоронен на кладбище "Рубежное" в Куйбышеве.
С.В.Грудицын упоминается в Списке погибших и умерших 5мсд, с примечанием составителя: "Из какой вч пп___ погибшие? Возможно к 5мсд отношения не имеют. Фамилии взяты с фотографий памятников, стоявших от Шинданда до Гиришка.". См.: С.А. Епихин, СПИСОК погибших и умерших 5мсд, на artofwar.ru.
В СПИСКЕ С.А.Жукова (Маркушки) и Э.В.Береснева "Безвозвратные потери в Афганистане - часть XXVII/1987 год", Г. упомянут, как: "водитель 5 мсд, погиб в бою при отражении нападения на колонну; конкретная часть дивизии автору Списка неизвестна.".
В Рунете на момент размещения этого материала имеются только трафаретный текст справки из Книги Памяти ГШ МО СССР и несколько сканов фотографий, размещённых в разные годы на страницах социальных сетей. Два из них я размещу у нас, остальные (худшего разрешения и качества) останутся в фотобанке сайта.
Добавлю от себя несколько слов о старинной русской фамилии ГРУДЦЫНЫХ. Пусть воспоминание о них станет нашим общим поклоном памяти русского парня погибшего на чужой для него земле:
Грудцыны (Грудцы), старинная русская фамилия, носители которой были по преимуществу крестьянами, посадскими людьми и представителями купечества. Так устюжане Олексей, Василей и Яким Усовы-Грудцыны, прежде посадские люди, с 1630 - купцы-целовальники привилегированной купеческой корпорации - городской гостиной сотни, а так же их дети: Семен Васильевич с братьями, Иван, Сила и Степан Якимовичи, их племянники, внуки и правнуки, сколотившие состояния на посреднических операциях по обмену сибирской и северной пушнины на импортные товары из стран С. Европы, неоднократно упоминаются в актовых документах первой четверти XVII - начала XVIII веков. В Великий Устюг того времени стекались собольи меха, рыба, моржовая кость, серебро и медь из Сибири. Оттуда же и по Волжскому пути в город поступали дорогие узорные ткани, драгоценные камни из Китая, Персии, Индостана, через Архангельск - товары стран Западной Европы, из Вологды, Новгорода и с Белозера ремесленные изделия Московского государства.
Обрастая хозяйствами и десятками дворовых людей, Грудцыны регулярно возили в Москву упряжки с лисьими, беличьими, соболиными шкурками, берестяные туеса с солью, быстро богатели и ставили дворы, амбары, лабазы, слодовни, кожевенные дворы, салотопни, как в Великом Устюге, так и в других местах по русскому Северу, в Сольвычегодске, Вологде, солеварни в Тотьме, устраивали соляные промыслы на реке Леденге, их устюжкая винокурня в конце века давала 50 000 вёдер вина, семейство занималось в широких масштабах скупкой зерна. Василий Грудцын по порядку, заключенному с интендантом датского королевского двора Андреем Бутенантом, в 1679-80 году скупил в сухонских, южских и двинских волостях 3200 мер ржи.
Во втором поколении Усовы-Грудцыны были уже известны как строители церквей и щедрые жертвователи на нужды приходов и монастырей. См. Уильям Брамфилд, "Великий Устюг: взгляд через объектив" ТУТ (о строительстве Троицкого собора и прим. 8). Во многих церквях Устюга были устроены приделы, посвящённые памяти святых, именами которых из поколения в поколение нарекали членов семьи Усовых-Грудцыных.
Из этой же семьи происходит Василий Иванов Усов Грудцын, член гостниной сотни, в Верхотурье (1666), упоминаемый в Словаре древне-русских личных собственных имен. - С.Петербург: Типография И.Н. Скороходова. Тупиков Н.М.. 1903.
Имеется среди Грудцыных и литературный герой: купецкий сын Савва Фомич Грудцын является ключевым действующим лицом одной из допетровских письменных повестей «Повесть о Савве Грудцыне», иногда именуемой "первым русским романом". Древнерусская нравооучительная повесть о раскаявшемся грешнике, прежде продавшим душу дьяволу, а умершим постриженником в московском монастыре Чуда Архистратига Михаила, жизнь Cаввы вписана в реальный исторический контекст Смоленской войны и бытовую конкретику настолько детально, что заставляет предположить, что у Саввы Фомича мог быть вполне земной прототип. Примечателен и ещё один штрих: согласно повести, отец Саввы - Фома Грудцын, переселившись из Устюга в Казань, "имел обыкновение заниматься торговлей, совершая путь свой вниз по Волге-реке то к Соли Камской, то в город Астрахань, а иной раз отъезжал он по торговым делам и за Хвалынское море во владения шаха".
Ещё один знаменитый памятник древнерусской письменной традиции "Устюжский Хронограф" 1641 года, был написан по заказу великоустюжского купца Ивана Якимова Усова-Грудцына.
В Ономастиконе С.Б. Веселовского упоминаются крестьянин Данило Грудца (1624), Савва Грудцын, московский гость, (1664) см.: Ономастикон, М. 1974, стр. 90.
Немало крестьянских семейств Грудцыных жило в начале прошлого века в Пермском Соликамске и Вятском крае: Уржуме, в тамошних сёлах Лопьял (из этого села происходит известный поэт-самоучка Андр. Платон. Грудцын 1850-1917), Вершинята, Ветошкино. По некоторым отрывочным свидетельствам Рунета можно судить, что кое-кто из самарских Грудцыных (довольно многочисленных, если судить по поисковику Гугл) имеет именно вятские, уржумские корни. Как знать, возможно, советский солдат, сложивший голову на афганской земле, принадлежал к семье потомков вятских переселенцев.