В ЗАСТАВКЕ: Одна из вариаций русского богатырского сюжета в афганской станковой живописи втор. пол. ХХ века. Фантастический портрет легендарного пуштунского вождя времён Второй англо-афганской войны Гази Мохаммад Джан Хан Вардак'а (ок. 1835-1880).
восстановление утраченного материала 2013 года.
В.М. Васнецов, первый набросочный эскиз к будущей картине «Богатыри», 1876, масло, холст на картоне Размер: 27,0х41,0, Франция, Париж, нынешнее местонахождение: Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова.
Афаганские живописцы 70-80ых годов, получившие образование в СССР нередко творчески переосмысливали и перетолковывали художественные сюжеты российской и советской школ, приближая их к своей истории и культуре. Иногда получалось неплохо, иногда - как всегда.
В данной работе художнику необходимо было решить и композиционную проблему, убрав из полотна критический избыток былинных васнецовских богатырей (1888), одного из них он (меланхолически задумчивого Андрея Поповича) заменил громадным валуном, второго (Добрыню Никитича) вовсе обрезал из кадра, предварительно заимствовав у него меч с ножнами, придав образу главного богатыря дополнительную воинственность и решительность. Небо сделано тревожнее и надвинуто ниже, холмы и пологие горы - глуше, чтобы стать более привычными афганскому глазу.
Т.е. учили художника настоящие мастера, и он хорошо учился, перенимая приёмы и композицию.
А вот вам пример неудачного полотна:
...привычный ныне вариант современной рассадки богатырей, вошедший в моду в России в 90ые годы. Для удобства приседания богатыри ниже пояса переодеты в спортивные костюмы. Неведомый мастер, видимо, из озорства сохранил богатырям стремена, не совсем уместные по роду основной деятельности в крупных городах горных богатырей, даже и на родине давно уже не ездящих на конях в силу вымирания коней по всему быв. СССР.
Перед нами уже не романтические тенденции исторической живописи Васнецова или критический реализм неведомого мне по имени афганского художника... Даже затрудняюсь назвать жанр... но он...
... под стать нашим не героическим временам.