В ЗАСТАВКЕ: Бодисаттва Авалокитешвара (अवलोकितेश्वर, т. е. «Владыка взирающий»), сидящий на лотосовом троне, бронза, глаза - инкрустация серебром, Бактрия, VI-VII вв. н. э. Коллекция Джорджа Ортиса, Женева. Изображение:
lessing-photo.com.
Бодисаттва изображён в набедренной повязке отшельника, сидящим на лотосовом троне в позе лалита-асане (правая нога поджата под себя, левая спущена с трона), символизируя постоянную готовность сострадательного божества сойти с небес и броситься на помощь страждущему. На запястьях (обеих?) рук - браслет(ы).
В левой руке, положенной на колено он держит распустившийся цветок лотоса утпала
* - знак щедрости и безупречности страдательной мотивации и какой-то предмет (сосуд с амритой ? По форме, скорее, что-то другое).
С левого плеча спускается верёвка (с грузилом?), символизирующая спасение от бед временной жизни и освобождение от мученичеств в будущей
**. На голове миниатюрное изображение дхьяни-будды Амитабхи, эманацией которого является Авалокитешвара.
В левом ухе массивная серьга, левое закрыто локоном волос. На шее - чётки (или ожерелье?).
В поздние времена Авалокитешвара изображался многоруким, но в эпоху Бактрии и Гандхары его иконография более антропоморфна и менее перегружена символическими деталями, характерными, к примеру, для позднейшей тибетской традиции, полностью вытеснившей двурукость этого бодисаттвы. У правой ноги Авалокитешвары - коленопреклонённая фигурка дева с молитвенно сложенными на груди руками.
* отсюда чрезвычайно распространённый эпитет Авалокитешвары - "Падмапани" «держащий лотос».
** Во втором (из восьми) буддистском аду т. н.
"аду Чёрной Веревки", грешники вынуждены ходить по раскалённым железным верёвкам; когда они срываются и падают, их сжигают языки адского пламени. Демоны используют эти раскалённые верёвки для мучения и разрезания тел грешников, обвязывая железяки вокруг их тел.
©Collection George Ortiz (Geneva, Switzerland), lessing-photo.com.
©baktria (описание)