В ЗАСТАВКЕ: В. А. Ольшанский, «Авиамеханик Н. Кузько, Кабул», 1990 г.
Владимир Архипович ОЛЬШАНСКИЙ [18. 02. 1931, Днепропетровск — 9. 08. 2007], художник-график, член Союза художников СССР. Окончил Киевский государственный художественный институт (1963). В 1987 г. - поездка в Афганистан. «Художник почувствовал боль и трагедию далекой страны, привез целую серию зарисовок». Совершил поездку в район Чернобыльской АЭС (1987, серия «Николаевские строители – ликвидаторы аварии на ЧАЭС», персональная выставка 1991). Награжден медалью "»За трудовую доблесть» (1973), Грамотой Президиума Верховного Совета Украины (1985), Грамоты СХ СССР. Работы В. Ольшанского находятся в музеях Украины, Николаевском областном художественном музее им. В. Верещагина, частных коллекциях России, США, Голландии, Испании, Франции, Португалии, Польши.
В. А. Ольшанский, «Лойя Джирга. В зале заседаний», (открылась 29 ноября 1987 года), карандаш, бумага.
Из интервью с вдовой художника Александрой Митрофановной Ольшанской: «Передо мной лежит папка с графическими портретами делегатов последнего съезда партии Амина. Руководители движения «Лойя Джарчи» собрали в Кабуле представителей всех союзных племен и народностей, чтобы обсудить главный вопрос: «Как обустраивать жизнь после того, как русские уйдут из страны».
Уверенная линия карандаша, без растирания в тень, пожелтевшая бумага. Погрудные изображения делегатов от «хазари», «пашаи», «систани» и других племенных союзов. Невозмутимые аксакалы, молодые вожди с волевыми лицами, делегат от «царандой» (афганская милиция) с усталыми глазами, духовные лидеры общин в президиуме.
…32 портрета карандашом. Через два с половиной года этих людей расстреляют талибы. Из 130 делегатов съезда в живых останется 4 человека
*. Портретную галерею продолжают посол СССР в Афганистане М. А. Пешков
** - почетный гость собрания, затем профильный эскиз президента Наджибуллы. Он, как молитву, повторяет тезис о приверженности народа социалистической ориентации страны. Для вождей, которые сидят в зале, президент - предатель. Они помнят его как телохранителя Амина, который оставил своего хозяина, а его семью отдал на растерзание заговорщикам.
Владимир Ольшанский не мог знать о дальнейшей судьбе делегатов съезда, но у всех персонажей на лицах обреченность…
- Как за три дня удалось набросать столько? - пододвигаю папку с портретами собеседнице. - Такое впечатление, что ему позировали.
- Может, и позировали. У них там отношение к художникам трепетное. Они их волшебниками считают. Володя рассказывал, что в Кабульском университете открыли студию, чтобы способные студенты могли учиться мастерству у заезжих графиков, живописцев и скульпторов. Он там два месяца проводил занятия…».
В. А. Ольшанский, Портрет кабульца на фоне мечети Shah-e Do Shamshir («Шах с двумя мечами»).
ПОЛНОМАСШТАБНЫЙ СКАН О нём: (только об афганской командировке): Сергей Гаврилов, «Художник на войне», «Николаевские новости», [2008-02-14 14:07:17]; Татьяна Висленкова, В Николаевском Доме художника открылась выставка в память о художнике В. Ольшанском, «Николаевские новости», [2008-02-12 17:48:55]
ТУТ; Некролог:
«Памяти товарища», «Вечерний Николаев», 21 Августа 2007.
* приведённая в цитируемой мною статье статистика более чем преувеличение - baktria
** Максим Александрович Пешков (30. 06. 1950, Москва), сотрудник советского посольства в Кабуле (1981—1985), позднее — перв. секретарь, советник посольства России в Афганистане (1991—1992) по матери — Дарье Максимовне Пешковой (12. 10. 1927, Неаполь), правнук писателя Максима Горького.
Внешнюю схожесть М. А. Пешкова с его великим прадедом отмечает так же общавшийся с М. А. в Кабуле в 1989 году
Иона Ионович Андронов: "Отданные мне списки каллиграфически написал по-арабски молодой востоковед с пшеничными усами и физиономией, срисованной словно с фотопортретов Максима Горького. Сходство было не случайным, а потомственным. Родня великого писателя-гуманиста, как ни парадоксально, приобщилась тоже к афганской войне.", (Моя Война, 6 глава, стр. 116-117).