В ЗАСТАВКЕ: Гемма с изображением триумфального шествия на слоне, II в. н. э. (найдена в слоях не позднее VI – начала VII вв.), гранат (альмандин), Еркурган близ Карши, Узбекистан.
СТАТЬЯ К. А. АБДУЛЛАЕВА:
«Гемма-инталия представляет собой одно из ярких явлений в глиптике Средней Азии. Камень – кабошон размерами 21х18х5 мм, овальной формы, цвет близок черному, на просвет фиолетово-красный – разновидность граната. Гемма служила вставкой для перстня.
Она была найдена на раннесредневековом памятнике Кунджутли-тепа, расположенном в 1,5 км к востоку от городища Еркурган
*, в слое, относящемся к VI – началу VII в.
Композиция, представленная на выпуклой стороне геммы, изображает сцену триумфального шествия: слон, шагающий влево с сидящим на шее погонщиком – карнаком и седоком на спине. Летящий позади обнаженный ангел венчает голову седока венком с длинными развевающимися лентами. В руке у карнака копьевидная палка с загнутым концом – анк; седок держит над его головой длинную изогнутую ветвь.
Лица персонажей показаны в профиль; отчетливо прослеживаются детали прически седока, волосы, закрученные валиком, широкие брови, пышные усы. Персонаж одет в длинную подпоясанную рубаху с длинным же рукавом. Низ одежды образует сбоку острый угол, подчеркнутый рельефными линиями, передающими форму складок; на седоке узкие облегающие шаровары и мягкая обувь, перехваченная у щиколоток ремешком. Фигура погонщика показана в более мелком масштабе. Его прическа из прямых волос, собранных на темени в округлый пучок, обнаженный торс, черты лица с большим выдающимся носом и крупными губами – все это говорит об его индийском облике.
В левой части геммы надпись, идущая вдоль изображения и вписанная в пространство от конца хобота слона до анка погонщика, т.е. вертикально. Надпись прочитана В.А. Лившицем и содержит одно слово, передающее, по всей вероятности, собственное имя владельца “b'gbr” – буквально "плод богов". По палеографическим признакам надпись может быть датирована II-IV вв. н.э. Несмотря на условия находки, сопутствующий керамический и другой материал, гемма по иконографическим особенностям явно относится к более раннему времени.
Не останавливаясь подробно на круге аналогий, следует подчеркнуть, что сюжет, запечатленный на гемме, относится к известным мотивам сако-парфянского изобразительного комплекса включая сюда и искусство римской империи, в котором четко запечатлены события, связанные с триумфальными шествиями и празднествами, где воспеваются доблестные герои-победители – императоры, полководцы».
ИСТОЧНИК: Казим АБДУЛЛАЕВ, «Традиции Востока и Запада в aнтичной глиптике Нахшеба» (По материалам городища Еркурган и его округи) //в сб. «Традиции Востока и Запада в античной культуре Средней Азии»//Сборник статей в честь Поля Бернара. Под редакцией Казима Абдуллаева. Издательство «Noshirlik yog’dusi» Ташкент – 2010, 256 с., илл. ISBN 978-9943-310-21-6 // стр. 17-32.
ПУБЛИКАЦИИ: Абдуллаев К., Раимкулов С. (Самарканд) — Сцена триумфального шествия на гемме из Кунджутлитепа (Кашкадарья). //ВДИ 1994 № 2 стр. 50.
* Еркурган, древнее городище, находящееся в полутора километрах от северной административной границы города Карши в районе станции Шайхали, первая столица Каршинского оазиса. Уже в VIII-VII вв. до н. э был обнесён древнейшей стеной. Разрушен при разгроме эфталитского государства объединёнными войсками Сасанидов и Тюрского каганата в VI веке. После разрушения Еркургана, административный центр переместился в замок Нахшаб, находящемся в 2 км. к юго-западу, в начале XIV века в новопостроенный город
Карши.
© Издательство «Noshirlik yog’dusi», 2010 г.
© Казим АБДУЛЛАЕВ, 2010