В ЗАСТАВКЕ: Борис Старчиков, «Осиное гнездо», политический плакат-карикатура, 1985 (Почётная медаль). Размер скана заставки: 678 Х 941, 238 кб.
Публикация: «Сатира в борьбе за мир. Четвёртая международная выставка», Москва, изд. «Советский Художник», 1986, стр. 63.
Плакат выполнен в манере и художественных приёмах старейшины советской карикатуры Бориса Ефимова (который, к слову сказать, являлся председателем Оргкомитета этой выставки) - максимально и до примитивности грубо и наглядно.
Борис Александрович Старчиков (1921-1999), советский живописец и рисовальщик, заслуженный художник РСФСР (1980), из семьи театральных актёров, В 1939 году занимался при Московском отделении Союза Художников для подготовки к поступлению в художественный институт. Зачислен в актеры Театра Красной армии (1941). В 1945 году арестован на территории современной Польши за хранение «антисоветской литературы» и приговорен к 8 годам ИТЛ по статье 58-10 УК РСФСР. Срок отбывал в Севжелдорлаге, где работал художником.
После освобождения в 1953 году работал учителем рисования в посёлке Волосово Ленинградской области, затем - в Казани (главный художник татарского сатирического журнала «Чаян»). Реабилитирован в 1957 году.
Его творчеству посвящён авторский альбом, вышедший в издательстве «Советский Художник» в 1982 году. В предисловии книжки упомянутый выше Б.Ефимов написал: "В его искусстве зубастая сатира и мягкий юмор органично сочетаются с такой убедительной цеьностью, которя заставляет зрителя полностью довериться". Далее уже в те годы дряхло-престарелый полит-карикатурист усмотрел в работах Старчикова "шутливую гиперболу", "саркастический гротеск", "гневное сатирическое обличение", "доходчивость композиции", "добродушную ироническую улыбку" и заверял читателя, что "палитра Старчикова щедра и разнообразна" а его работы "свободны от унылой однозначности, не привязаны, как это иногда бывает у иных карикатуристов, к какой-нибудь раз и навсегда застывшей системе приёмов".
"Заумное пустопорожнее смехачество просто не вяжется с творческой биографией Старчикова", подытоживал свои штампы Борис Ефимыч.
Ну, не знаю... не знаю... как я ни заставляю себя поверить, что передо мной наблюдается сатирический гротеск и шутливая гипербола, по справедливости отмеченные Почётной медалью этой выставки, довериться само-уговорам у меня не получается.
Старчиков, к слову сказать, был талантливым рисовальщиком старой советской художественной школы, пришедший к политической сатире уже довольно поздно (в конце 1950ых гг.), но карикатура, особенно политическая, на мой взгляд, выходила у него малоинтересной, вторичной и банально скучной.
СМ. так же его
Воспоминания о ГУЛАГе и краткую биограф. справку на сайте
Сахаровского центра.
© Борис Старчиков, 1985