В ЗАСТАВКЕ: Статуя бога Анубиса в образа шакала на ящике для каноп с внутренностями фараона, вынутыми при бальзамирования, гробница Тутанхамона (помещение сокровищницы, последняя комната гробницы, замурованная за погребальной камерой), около 1327 года до н. э. Статуя обнаружена и поднята на поверхность в ноябре 1925 года. Дерево, инкрустация золотом и позолота. Каирский музей (JE 61444).
Повторю этот материал отдельной темой, чтобы не затерялась. В «Термезскую» тетрадь я стихи Викт. Бор. не переписываю, но хотелось бы сохранить и среди прочих отголосков эпохи.
* * *
ВИКТОР КРИВУЛИН ("Похоже, обманул Афганистан и заграница утекает...") ПЕРЕГОВОРНЫЙ ПРОЦЕСС [из сб. «СТИХИ ЮБИЛЕЙНОГО ГОДА», 2001]
пришел ахмет со своими людьми
исмаил со своими ушёл
иранца беглого латифи
отмыли и снова содят за стол
переговоров а он балда
норовит повалиться вбок
то на спину то вообще туда
где ржавая впитывается вода
в золотистый святой песок
<кон. 1980-ых - 1999>
ГДЕ ЖЕ НАШ НОВЫЙ ТОЛСТОЙ? странно две уже войны
минуло и третья на подходе
а Толстого нет как нет
ни в натуре ни в природе
есть его велосипед
ремингтон его, фонограф
столько мест живых и мокрых
тот же дуб или буфет
но душевные глубины
будто вывезли от нас
в Рио или в Каракас
в африканские малины
прапорщик пройдя афган
разве что-нибудь напишет
до смерти он жизнью выжат
и обдолбан коль не пьян
или вижу в страшном сне -
старший лейтенант спецназа
потрудившийся в чечне
мучится: Не строит фраза
Мысль не ходит по струне
«Стихи юбилейного года» М.: ОГИ, 2001. ISBN 5-94282-020-1 Поэтическая серия клуба "Проект ОГИ". 80 с.
* * *
ХОР [из сб. «ВОСКРЕСНЫЕ ОБЛАКА»] Многоярусный хор на экране
в одиноком эфире влачит
песню-глыбу, тоску пирамид
и песков золотое шуршанье...
Как невнятны слова-египтяне,
как бесформенны всплески харит!
Над казенной армадою глоток —
только лотоса хрупкий надлом,
только локоть, мелькнувший тайком,
только шелест соломенных лодок...
Но военный Египет пилоток —
наша родина, поле и дом.
Да, я слушаю пенье базальта,
и в раствор многотысячных губ,
в бездну времени, в море асфальта
с головой погружаюсь, как труп.
Лишь бессмертник-душа, в похоронный вплетаясь венок
*,
по течению чёрному песни течёт на восток.
— Государь ты наш сирин!
пёс-воитель и голос-шакал!
Хор в бездонном пустынном эфире
пел над падалью, пел — не смолкал.
<март 1972>
* "
Лишь бессмертник-душа, в похоронный вплетаясь венок", совсем забыл откомментировать в прошлый раз эту строку: когда при раскрытии внешнего саркофага сняли пелены, в которые был завёрнут второй антропоморфный гроб, то обнаружили, что на голову урея (священной у египтян королевской кобры), которым традиционно украшали лик на изображении правящего царя, неизвестной рукой (м.б. юной вдовы царя-подростка) надет крохотный веночек, сплетённый из бессмертников. Его залили воском и сохраняют до сих пор в Каирском музее.