В ЗАСТАВКЕ: Голова жрицы или богини, возможно, богини воды и плодородия Нана (Нано, Нанайя, Анахита, Анаитис), мрамор и хлорит, Бактрийско-Маргианская культура, ок. 2000-1750 до н.э.; автор фото неизв.
Предположительно, голова утраченной скульптуры изображает жрицу или богиню Нану (Анахиту) - широко распространённого на Востоке (в Персии и Сирии) аналога древне-аккадской богини плотской любви и войны Нанайи. В Персии и зависимых от неё землях культ Нана сохранялся вплоть до эпохи Сасанидов (224-651 гг. н. э.). Женщины обращались к ней с молитвами о придании им большей сексуальной привлекательности, писцы и творческие мужчины (покровителями которых был супруг Нанайи - бог писцового искусства Набу) просили о поэтическом вдохновении и победе в бою. В посвятительных надписях Нану нередко величают "превосходительная госпожа", а её имя включалось в тронные имена и титулатуры жён властителей Согда и Пенджикента, например, «Панча госпожа Нана(й)».
Так же возможно, что распространённый в Хорезме, Согде и Восточном Туркестане культ четырёхрукой богини держащей символы солнца и луны, изображавшейся в венце и царственном одеянии и сидящей на спине льва, являлся почитанием одной из ипостасей Наны-Анахиты.
Сложная ритуальная причёска выполнена из достаточного мягкого слюдоподобного минерала группы хлоридов. Глазницы скульптуры - полые, так как для изображения глаз, видимо, предусматривались вставки из стекла или подходящего для этих целей минерала. Шея и ключицы бюста - из мрамора, сама голова вставлялась в торс фигуры, так же выполненный, как правило, из тёмного минерала. Некоторые детали, например, руки в традиции бактро-маргианской иконографии так же могли быть изготовлены из камня светлых пород: контрастность цвета и фактурная выразительность материалов в полумраке храма или домашнего алтаря придавали зрительному восприятию богини больший эффект.
О культе Наны-Анахиты: Н.В. Дьяконова, О.И. Смирнова К вопросу о культе Наны (Анахиты) в Согде.// СА. 1967. №1. С. 74-83. [текст статьи доступен на сайте kronk.spb.ru].