Ответ: В ЗАСТАВКЕ: печать-инталия с изображением болотной птицы (цапля? Ardea), стоящей или идущей вправо. Гранат, Сасаниды (III-VII в. н. э.), 15 х 11 х 2 мм, кабашон. Происхождение: Афганистан. Собрание: Under the Bo, Arts & Antiquites d'Asie, SH74D [публикация: Francois Villaret (Франсуа Вилларе)], сайт
http://www.antique-arts-asia.com [825 x 780 пикс., 70 Кб], [807 x 780 пикс., 77 Кб], [1010 x 780 пикс., 93 Кб], www.antique-arts-asia.com.
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ: Изображение нанесено на лицевую слегка выпуклую средней кривизны сторону камня. Кабашон овальной правильной формы, плоская спинка оставлена без полировки, что подчёркивает резьбу рисунка печати. Камень имеет сочный красно-малиновый цвет. Оправа печати не сохранилась.
В древности эта неуклюжая, переваливающаяся семенящей походкой болотная птица, символизировала у народов Востока самый широкий спектр добродетелей и полезных качеств - от верности и бдительности до приветствия восходящего солнца, т. е. обновления жизни (между прочим, не только этой, временной, жизни, но и в потусторонней - так древние египтяне полагали, что душа человека летит на суд Озириса нильской цаплей), спокойствие, неторопливость в делах и рассудительность. Предполагалось, что внезапное появление цапли является хорошим предзнаменованием, а её редкое для водоплавающих качество - умение взлетать, не замутив воды, понималось как воспитанность и тактичность: качества присущие женщине. Возможно эта великолепная печать эпохи Сасанидов была именно женской печатью, об этом косвенно может свидетельствовать форма нашего кабашона. И по сей день вставки в форме кабашона, предназначенные для слабаго пола, обрабатывают преимущественно овалом.
ПУБЛИКАЦИЯ: www.ecai.org