Приветствую Вас Гость!
Четверг, 21.11.2024, 15:54
Главная | Регистрация | Вход | RSS| Страницы истории Афганистана

Ай Ханум [50] BACTRIAN IDOLS [9] Клад Окса [24] Тахти Сангин [8]
Тепе Заргаран (Балх) [1] Термез [17] Тилля Тепе [51]

Главная » Фотоальбом » АРХЕОЛОГИЯ » Тилля Тепе » «КОЛЕСО ЗАКОНА»

«КОЛЕСО ЗАКОНА»

Золотой знак (монета, жетон, медаль или медальон) с буддистской символикой, изображением Будды (по проф. Танабе - Зевса или Геракла) и надписями на кхароштхи (легенда аверса в пер. проф. Ж. Фуссмана: «he who sets in motion the Wheel of the Law»/«тот, кто приводит в движение колесо закона». I в. д.н.э./I в.н.э. Тилля Тепе, погребение № IV, находка 1979, Кабульский музей.
В реальном размере 662x488 / 219.6Kb
1142 2 5.0

Добавлено 13.09.2016 baktria

Всего комментариев: 2
+1  
1 baktria   (13.09.2016 12:11) [Материал]
В ЗАСТАВКЕ: Золотой знак (монета, жетон, медаль или медальон) с буддистской символикой, изображением Будды (по проф. Танабе - Зевса или Геракла) и надписями на кхароштхи (легенда аверса в пер. проф. Ж. Фуссмана: «he who sets in motion the Wheel of the Law»/«тот, кто приводит в движение колесо закона». I в. д.н.э./I в.н.э. Тилля Тепе, погребение № IV, находка 1979, Кабульский музей. фото и публикация: Gérard Fussman et Anna Maria Quagliotti, The early iconography of Avalokitesvara L'iconographie ancienne d'Avalokitesvara, Collège de France, Publications de l'Institut de Civilisation indienne. Paris, Diffusion De Boccard, 2012. ISBN 978-2-86803-080-1*. Публикация фото в Интернете: пользователь Ismoon (talk) 16:23, 14 January 2013

Г.А. Кошеленко

Об одной загадочной находке из раскопок некрополя Тилля-тепе.

Зимой 1978–1979 гг. сотрудниками Советско-афганской археологической экспедиции в ходе исследований известного некрополя Тилля-тепе (северный Афганистан) в различных погребениях было обнаружено несколько монет. Эти монеты стали объектом специальной публикации (В. Сарианиди, Г. Кошеленко). Все монеты представляют значительный интерес, но некоторые из них уникальны. Такой уникальной монетой посчитали авторы данной публика ции и предмет, который был определен как золотая монета (№ 5), найденная в погребении №4 (вес ее – 4,
33 г.). Правда, они специально указали, что никаких прямых аналогий ей в литературе найти не удалось.

На лицевой стороне представлена мужская фигура, которая стоит опираясь на «колесо дхармы», на оборотной – лев, стоящий в профиль, повернутый вправо, одна из передних лап поднята, перед ним знак «пандипада». И на лицевой, и на оборотной стороне присутствуют легенды на кхароштхи. РЕВЕРС: ТУТ.

Данный артефакт немедленно привлек внимание специалистов. При этом самый первый отклик появился еще до того, как монеты некрополя стали объектом отдельной публикации. Б. Мукерджи в своей статье основывался на популярных и информационных заметках В.Сарианиди. Несколько позднее откликнулся на данную находку и Ж. Фуссман (Fussman, 1982), а затем – Д.В. Макдоуэлл (MacDowell, 1986). Правда, в дальнейшем данный артефакт почти не привлекал внимания исследователей.

Только в самое последнее время о нем стали вновь вспоминать в связи с публикацией «Каталогов» выставки произведений искусства древнего Афганистана, путешествующей ныне по странам Европы, а также – США. Наиболее интересны соображения в этом отношении В. Шильтц. В отечественной науке к данному предмету обращался только Т. Мкртычев.

Утрата интереса к данному артефакту кажется неоправданной, поскольку он представляет собой очень важный источник при исследовании нескольких важных проблем. Сейчас существует четыре определения его функции: монета, жетон, медаль, медальон. Наличествует определенное единство в определении даты его производства: вторая половина I в. до н.э. – первая половина I в. н.э.

* проф. Жерар Фуссман атрибутирует пару фигур на аверсе и реверсе артефакта как, предположительно, Геракла и Нимейского льва (легенда реверса:«the lion who chased away fear/лев, который пронал страх).

+1  
2 baktria   (13.09.2016 12:13) [Материал]
Бесспорным представляется и место производства – Гандхара или очень близкие к ней территории. Точно так же не может вызывать сомнения и участие художника-грека или местного художника, прошедшего греческую школу, в создании этого произведения.

Имеется два варианта чтения легенд на лицевой и оборотной стороне: 1) А. Вигасина и В. Вертоградовой (читавших легенды для В. Сарианиди и Г. Кошеленко), Ж. Фуссмана и Б. Мукерджи. Чтение Б. Мукерджи должно быть отвергнуто. Ж. Фуссман, А. Вигасин и В. Вертоградова при полной идентичности чтения дают различный перевод и, соответственно, интерпретацию легенд. Видимо, необходимо принять вариант Ж. Фуссмана, который для лицевой стороны предлагает следующий перевод: «тот, кто совершил поворот колеса дхармы», а для оборотной: «лев, прогоняющий страх». Тем самым, обе легенды становятся своего рода «подрисуночными подписями», задача которых избежать неправильного толкования изобразительного сюжета.

Соответственно, данный артефакт предстает перед нами как уникальное произведение, на двух сторонах которого даны два варианта изображения Будды: на оборотной – в символической форме как льва («лев Шакьев»), а на лицевой – в антропоморфной.

Согласно буддийской традиции, проповедь Гаутамы Будды в Сарнатхе (возле Бенареса) явилась фактом, приведшим к повороту колеса дхармы, и тем самым к началу нового периода в истории вселенной (Бонгард-Левин, 2007).

Тем самым при исследовании проблем становления антропоморфного образа Будды в искусстве как Гандхары, так и Матхуры привлечение данного объекта крайне необходимо. Вполне вероятно, что это древнейшее изображение Будды.

Исследование данной проблемы затрудняется давлением на исследователей концепций, не имеющих отношения к этой конкретной проблеме, а пришедших из сферы идеологии. Сначала это была мысль обезусловном превосходстве греков и принесенныхими идей, затем – концепция «почвенности», наконец, сейчас громко звучит лозунг о необходимости пересмотреть всю историю, освобождаясь от «евро-поцентристского взгляда» на исторический процесс.

В этих условиях важнейшую роль должны играть конкретные факты, на базе которых только и может быть построено исследование. Именно одним из таких фактов и является артефакт из некрополя Тилля-тепе.

[стр. 64]

Г.А. Кошеленко, Институт археологии РАН, г. Москва, РФ, Об одной загадочной находке из раскопок некрополя Тилля-тепе/Древние цивилизации на Среднем Востоке Археология, история, культура (Материалы международной научной конференции, посвященной 80-летию Г.В. Шишкиной)/Москва. 2010 С-64.

©Gérard Fussman et Anna Maria Quagliotti, 2012
©Ismoon, 2013
©Г.А. Кошеленко, 2010

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]