В ЗАСТАВКЕ: Золотой знак (монета, жетон, медаль или медальон) с буддистской символикой, изображением Будды (по проф. Танабе - Зевса или Геракла) и надписями на кхароштхи (легенда аверса в пер. проф. Ж. Фуссмана: «he who sets in motion the Wheel of the Law»/«тот, кто приводит в движение колесо закона». I в. д.н.э./I в.н.э. Тилля Тепе, погребение № IV, находка 1979, Кабульский музей. фото и публикация: Gérard Fussman et Anna Maria Quagliotti, The early iconography of Avalokitesvara L'iconographie ancienne d'Avalokitesvara, Collège de France, Publications de l'Institut de Civilisation indienne. Paris, Diffusion De Boccard, 2012. ISBN 978-2-86803-080-1
*. Публикация фото в Интернете: пользователь
Ismoon (talk) 16:23, 14 January 2013
Г.А. Кошеленко Об одной загадочной находке из раскопок некрополя Тилля-тепе.
Зимой 1978–1979 гг. сотрудниками Советско-афганской археологической экспедиции в ходе исследований известного некрополя Тилля-тепе (северный Афганистан) в различных погребениях было обнаружено несколько монет. Эти монеты стали объектом специальной публикации (В. Сарианиди, Г. Кошеленко). Все монеты представляют значительный интерес, но некоторые из них уникальны. Такой уникальной монетой посчитали авторы данной публика ции и предмет, который был определен как золотая монета (№ 5), найденная в погребении №4 (вес ее – 4,
33 г.). Правда, они специально указали, что никаких прямых аналогий ей в литературе найти не удалось.
На лицевой стороне представлена мужская фигура, которая стоит опираясь на «колесо дхармы», на оборотной – лев, стоящий в профиль, повернутый вправо, одна из передних лап поднята, перед ним знак «пандипада». И на лицевой, и на оборотной стороне присутствуют легенды на кхароштхи.
РЕВЕРС: ТУТ.
Данный артефакт немедленно привлек внимание специалистов. При этом самый первый отклик появился еще до того, как монеты некрополя стали объектом отдельной публикации. Б. Мукерджи в своей статье основывался на популярных и информационных заметках В.Сарианиди. Несколько позднее откликнулся на данную находку и Ж. Фуссман (Fussman, 1982), а затем – Д.В. Макдоуэлл (MacDowell, 1986). Правда, в дальнейшем данный артефакт почти не привлекал внимания исследователей.
Только в самое последнее время о нем стали вновь вспоминать в связи с публикацией «Каталогов» выставки произведений искусства древнего Афганистана, путешествующей ныне по странам Европы, а также – США. Наиболее интересны соображения в этом отношении В. Шильтц. В отечественной науке к данному предмету обращался только Т. Мкртычев.
Утрата интереса к данному артефакту кажется неоправданной, поскольку он представляет собой очень важный источник при исследовании нескольких важных проблем. Сейчас существует четыре определения его функции: монета, жетон, медаль, медальон. Наличествует определенное единство в определении даты его производства: вторая половина I в. до н.э. – первая половина I в. н.э.
* проф. Жерар Фуссман атрибутирует пару фигур на аверсе и реверсе артефакта как, предположительно, Геракла и Нимейского льва (легенда реверса:«the lion who chased away fear/лев, который пронал страх).