Приветствую Вас Гость!
Воскресенье, 13.10.2024, 01:52
Главная | Регистрация | Вход | RSS| Страницы истории Афганистана

BARTHOLD W. [10] OTHER PERSONS [49] «АФГАНЦЫ» [122] ГАСТРОЛИ [52]
ГОС. ДЕЯТЕЛИ [54] КУЛЬТУРА И НАУКА [48] НДПА [20] ПРАВИТЕЛИ [115]
ПО ТУ СТОРОНУ [51] СОВЕТНИКИ [17]

Главная » Фотоальбом » ЛИЦА » OTHER PERSONS » «Комиссар»

«Комиссар»

художник А. Алексеев-Гай на фоне своей картины «Комиссар», ок. 1925 (?)
В реальном размере 998x1488 / 365.3Kb
1260 2 5.0

Добавлено 04.06.2016 baktria

Всего комментариев: 2
0  
1 baktria   (04.06.2016 08:40) [Материал]
В ЗАСТАВКЕ: художник А. Алексеев-Гай на фоне своей картины «Комиссар», ок. 1925 (?).

«Комиссар» (другие названия «Портрет Ларисы Рейснер», «Женщина военного коммунизма с наганом в руке»), холст, масло, ок. 130x85 см.

Впервые представлена на выставке «Русская женщина» в марте 1925 года.

До 1941 года находилась в собрании Псковского историко-художественного музея (с 12.4.1968: Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, ПГОИАХМЗ, 180000, г. Псков, ул. Некрасова, 7), утрачена в годы ВОВ. Дальнейшая судьба неизвестна, возможно погибла при разграблении оккупантами псковского музея или вместе с частью его коллекций была вывезена германцами в Кёнигсберг.

Фото публиковалось в Сводном каталоге культурных ценностей, похищенных и утраченных в период Второй мировой войны. Том 14. Книга 2 : Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. М., 2008.

Никандрова: "В марте 1926 г. в Пскове проходила немногочисленная по количеству представленных полотен, но весьма интересная по содержанию тематическая выставка «Русская женщина». Наравне с работами художников М. Рябушкина, А. Соколова, Н. Толмачевской на ней была представлена картина Алексеева-Гая «Женщина военного коммунизма с наганом в руке» («Русская женщина»: На художественной выставке // Псковский набат. 1926. 23 марта. С. 6). Но на сохранившейся фотографии, где изображён сам художник с кистями в руке, сидящий у мольберта, на котором укреплён большой, вертикальный, полностью завершённый холст, данная работа обозначена как «Комиссар». Так или иначе, «на картине изображена идущая молодая женщина с большим наганом в правой руке». Из-под козырька низко надвинутой фуражки* нешуточным огнём сверкают её глаза. Блики «революционного пламени» пробегают зигзагами молний по чёрной кожаной тужурке, преображают и деформируют пространство картины, где угадываются бревенчатые строения, покосившиеся купола, вероятно, символизирующие облик старой, уходящей России 6 . Существует предположение, что прообразом героини этой картины явилась легендарная Лариса Михайловна Рейснер (1895–1926 гг.) — русская, советская писательница, которая в годы гражданской войны была политработником в Красной Армии, её перу принадлежат книги очерков «Фронт» (1921 г.), «Уголь, железо и живые люди» (1925 г.) и некоторые другие.

Нельзя не упомянуть и о художественной выставке, открывшейся в Пскове в ноябре 1926 г. На ней демонстрировалось 130 полотен двадцати авторов. Наравне с работами В. Турбасова, И. Ларионова, А. Рыбчевского положительные отзывы посетителей вызвало полотно Григория Алексеева-Гая, написанное в стиле революционного эпоса — «Песнь о красной девице-соколице», посвящённое автором ранее упомянутой Л. М. Рейснер. Выставка была открыта для посещения до 1 января 1927 г. (На художественной выставке // Псковский набат. 1926. 14 ноября. С. 4)".

* Скорее, это не фуражка, а шляпка-каскетка - baktria.

0  
2 baktria   (04.06.2016 08:44) [Материал]
ОБ АВТОРЕ КАРТИНЫ:



Григорий Анкудинович (Алексеевич) АЛЕКСЕЕВ-ГАЙ (настоящая фам. Алексеев) [05.01.1900, д. Горы Витебской губ. - 1968, Псков], живописец круга Петрова-Водкина. Из многодетной старообрядческой семьи. Окончил 5-летнее городское училище в Севастополе (1909-14). В 1914-1919 учился на отделении худ. обработки стекла Пск. худ.-промышленной школы им. Н.Ф. Фан-дер-Флита у Н.Ф. Роота, А.Я. Брускетти-Митрохиной, Т.Н. Назимовой, Д.И. Шатана; в 1920-1925 - во ВХУТЕМАСе у Я.М. Гуминера, Н.И. Альтмана, К.С. Петрова-Водкина (с 1921), закончил ВАХ по живописному факультету. Чл. Творческого объединения псковских художников, с 1920 - участник выставок в Пскове и Ленинграде. Работал художником для газет «Псковский набат» и «Псковский колхозник» (с 1927). Преп. изобразительное искусство в изостудиях Дома Кр. Армии, Дома пионеров, в ср. школах города.

В годы оккупации города германцами, преподавал в созданной в 1941 году скульптором Собакиным русской художественно-промышленной школе, выполнил эскизные рисунки для почтовых марок с с изображениями герба Пскова, Троицкого собора и иконы «Богоматерь Чирская».

Принимал участие в восстановлении памятников истории и культуры Пскова после войны, в частности, по просьбе исследователя Е.Н. Морозкиной, в конце 1950-ых - начале 1960-ых годов фактически спасшей этот знаменитый монастырь от полного разрушения, зарисовывал и фиксировал руинированное состояние комплекса и выполнил копирование клейм житийной иконы св. Ефросина Псковского происходящей из Савво-Крыпецкого монастыря («Ефросин Псковский, Савва Сербский, Иоанн Богослов и Савва Крыпецкий»).



Г.А. Алексеев-Гай (художник), Е.Н. Морозкина, Е.А. Александрова (филолог), Володя (шофер) в Савво-Крыпецком монастыре, Псков. I пол. 1960-х гг. Фото из собрания ГКУ ПО «ГАПО». Ф. Р-2913 [904 x 1200 пикс., 89 Кб].

Примыкал к художественной школе последователей К. С. Петрова-Водкина. Ряд работ художника 1920-30-ых годов были приобретены с временных выставок Псковским музеем и позднее утрачены в годы войны, некоторые вещи погибли в его псковском доме в 1941 при попадании бомбы. Послевоенное наследие Алексеева-Гая хранится в фондах Псковского музея-заповедника.

Жизни и творческому наследию Алексеева-Гая посвящены работы псковского искусcтвоведа Ир. Евг. Никандровой.

О нём: Никандрова И. Е. Культурная жизнь Ленинграда и Пскова в 20-ые годы XX века. Псков: ПГПУ, 2009; И. Е. Никандрова. Псковские художники—участники выставок 1920-х гг.// Псков № 43, 2015 -С. 140-142.

© Г. А. Алексеев-Гай, 1925
© И. Е. Никандрова, 2015
© baktria, 2016

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]