В ЗАСТАВКЕ: художник А. Алексеев-Гай на фоне своей картины «Комиссар», ок. 1925 (?).
«Комиссар» (другие названия
«Портрет Ларисы Рейснер», «Женщина военного коммунизма с наганом в руке»), холст, масло, ок. 130x85 см.
Впервые представлена на выставке «Русская женщина» в марте 1925 года.
До 1941 года находилась в собрании Псковского историко-художественного музея (с 12.4.1968: Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, ПГОИАХМЗ, 180000, г. Псков, ул. Некрасова, 7), утрачена в годы ВОВ. Дальнейшая судьба неизвестна, возможно погибла при разграблении оккупантами псковского музея или вместе с частью его коллекций была вывезена германцами в Кёнигсберг.
Фото публиковалось в Сводном каталоге культурных ценностей, похищенных и утраченных в период Второй мировой войны. Том 14. Книга 2 : Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. М., 2008.
Никандрова: "В марте 1926 г. в Пскове проходила немногочисленная по количеству представленных полотен, но весьма интересная по содержанию тематическая выставка «Русская женщина». Наравне с работами художников М. Рябушкина, А. Соколова, Н. Толмачевской на ней была представлена картина Алексеева-Гая «Женщина военного коммунизма с наганом в руке» («Русская женщина»: На художественной выставке // Псковский набат. 1926. 23 марта. С. 6). Но на сохранившейся фотографии, где изображён сам художник с кистями в руке, сидящий у мольберта, на котором укреплён большой, вертикальный, полностью завершённый холст, данная работа обозначена как «Комиссар». Так или иначе, «на картине изображена идущая молодая женщина с большим наганом в правой руке». Из-под козырька низко надвинутой фуражки
* нешуточным огнём сверкают её глаза. Блики «революционного пламени» пробегают зигзагами молний по чёрной кожаной тужурке, преображают и деформируют пространство картины, где угадываются бревенчатые строения, покосившиеся купола, вероятно, символизирующие облик старой, уходящей России 6 . Существует предположение, что прообразом героини этой картины явилась легендарная Лариса Михайловна Рейснер (1895–1926 гг.) — русская, советская писательница, которая в годы гражданской войны была политработником в Красной Армии, её перу принадлежат книги очерков «Фронт» (1921 г.), «Уголь, железо и живые люди» (1925 г.) и некоторые другие.
Нельзя не упомянуть и о художественной выставке, открывшейся в Пскове в ноябре 1926 г. На ней демонстрировалось 130 полотен двадцати авторов. Наравне с работами В. Турбасова, И. Ларионова, А. Рыбчевского положительные отзывы посетителей вызвало полотно Григория Алексеева-Гая, написанное в стиле революционного эпоса —
«Песнь о красной девице-соколице», посвящённое автором ранее упомянутой Л. М. Рейснер. Выставка была открыта для посещения до 1 января 1927 г. (На художественной выставке // Псковский набат. 1926. 14 ноября. С. 4)".
* Скорее, это не фуражка, а шляпка-каскетка - baktria.