В ЗАСТАВКЕ: Афганский принц Мухаммед Рахим с дочерью Умо (Александрой Александровной), 1937 год. Фото из семейного архива А. А. Замчий.
Мухаммад Рахим Хан محمد رحیم خان (МУХАММАДИ, Раимджон Умаров, Раим Омарович Мухаммади) [1900 - не ранее 1967], принц, сардар, эмигрант в СССР, преподаватель САГУ (Ташкент) и ИСАА (Москва).
Старший сын одиннадцатого сына
эмира Абдуррахмана (1844-1. 10. 1901) - генерала,
сардара Мухаммад Умар Хана (15. 09. 1889, Мазар-и Шариф – ок. 1942, Хайдарабад, Индия) от его первой жены Афак Бегум. Улусвали одного из уездов провинции Бадахшан; позднее - губернатор Северной провинции (?) С 1929/30 годов жил в СССР (Бухара, Самарканд, Ташкент, Ср. Азия, Москва), технический работник в одном из институтов Ташкента. Репрессирован в 1937 году, в лагере в Коми АССР (1941-1944). Позднее преподаватель персидского языка на отделении (кафедре) ирано-афганской филологии востфака САГУ (1944—1949), читал в т. ч. спецкурс по изучению "Гулистан" (Саади). С начала 1950 жил в Москве, сотрудник Института стран Азии и Африки (ИСАА, создан 24. 4. 1956). Позднее репатриировался в Афганистан. По некоторым сведениям, в 1970-ые годы работал в дирекции Национального музея в Кабуле.
*** Женат трижды: от первой жены (неизвстной нам по имени жительницы Бадахшана) он имел двух дочерей: Хадижу и Парвин.
От второго брака (с Серафимой Алексеевной Буцковой)
* родилась дочь Хума (Ума)
** (Александра Александровна, 15. 04. 1931, Ташкент), бывшая замужем (развод) за полковником полярной авиации Николаем Александровичем Замчием (30. 09. 1914 - ?), внук: Игорь Ник. Замчий (1961)
****, правнук Олег Игоревич Замчий (10. 06. 1983), от брака с С. А. Буцковой принц Рахим имел ещё сына, неизвестного нам по имени, умершего в раннем детском возрасте ок. 1937 года. Принц состоял так же в третьем браке с советской гражданкой не известной мне по имени.
Оставил краткое воспоминание о своём пребывании в СИЗО Областной Ташкентской тюрьмы и о находившимся там в заключении (7 камера второго корпуса) одновременно с ним еп. еп. Луки Войно-Ясенецкаго
"На другой день меня перевезли в "черном вороне" в центральную областную тюрьму. В ней я пробыл около восьми месяцев в очень тяжелых условиях"
Мухаммад Раим с уважением рассказывает о православном епископе. По его воспоминаниям, в камере сидели вместе "белые" и "красные" генералы, секретари обкомов, члены ЦК, профессора, кадеты, анархисты, коммунисты и беспартийные. Часто там происходили споры, звучали взаимные обвинения. Наиболее рьяные атеисты пытались втянуть в спор "несознательного и реакционного" епископа, но Владыка отказывался спорить о вере. В своих медицинских лекциях (такие лекции читали и другие профессора) он не касался вопросов политики. В камере был со всеми ровен и сдержан, готов был любому оказать медицинскую помощь, мог поделиться и пайкой хлеба. Относились к Владыке Луке в камере в общем уважительно. Даже начальство его выделяло: Владыку освобождали от мытья сортиров и выносов параши. "Он был такой человек, что нельзя было к нему относиться иначе", — поясняет Мухаммад Раим.
Епископ Лука много ему рассказывал о своей прошлой жизни. Запомнилась история о том, как в Сибири пришлось делать полостную операцию крестьянину перочинным ножом, а рану зашивать женским волосом, причем нагноения не было.
Мухаммад Раим рассказывал, что из тюрьмы Владыка Лука написал наркому обороны К. Е. Ворошилову о своей книге, о том, что она необходима нашей родине в мирное время, но еще больше в случае войны. Он не просил себе свободы, но хотел только получать из дома научные материалы и хотя бы на два часа в день уединяться для работы...
Владыка Лука открыто исповедовал свою веру. Не таил и того, что преследуют его за нее; говорил: "Мне твердят: сними рясу — я этого никогда не сделаю. Она, ряса, останется со мной до самой смерти". И еще говорил: "Не знаю, что они от меня хотят. Я верующий. Я помогаю людям как врач, помогаю и как служитель Церкви. Кому от этого плохо? Как коршуны нападают на меня работники ГПУ. За что? " (цитату см. по ссылке ниже).