Приветствую Вас Гость!
Среда, 18.12.2024, 14:59
Главная | Регистрация | Вход | RSS| Страницы истории Афганистана

BARTHOLD W. [10] OTHER PERSONS [49] «АФГАНЦЫ» [122] ГАСТРОЛИ [53]
ГОС. ДЕЯТЕЛИ [54] КУЛЬТУРА И НАУКА [49] НДПА [20] ПРАВИТЕЛИ [115]
ПО ТУ СТОРОНУ [51] СОВЕТНИКИ [17]

Главная » Фотоальбом » ЛИЦА » OTHER PERSONS » КУРИЛЬНЯ

КУРИЛЬНЯ

КАРКИ. ИНДУСЫ
В реальном размере 957x738 / 154.1Kb
1627 1 0.0

Добавлено 27.06.2014 baktria

Всего комментариев: 1
0  
1 baktria   (27.06.2014 08:41) [Материал]
В ЗАСТАВКЕ: Карка. Индусы. Курильня, фото Н. Ордэ, 1880-ые годы. СПб., Музей антропологии и этнографии им. Петра Великаго (МАЭ РАН). Колл. № 1403-112.

Индусы в Карка (Керки), курящие чилим (возможно, опиум). «На курильщиках халаты, напоминающие бухарские, довольно узкие штаны, на некоторых вместо халата надеты кафтаны, видны рубахи с косым воротом» (описание В. А. Прищеповой). Опиум был контрабандным товаром и доставлялся в Бухару и русский Туркестан через Афганистан. Через Амударью в Ср. Азию приезжали индусы-парсы (огнепоклонники). Как отмечает в описании фото Прищепова, «кальян для курения наркотика был похож на обычный, но чубук был толще, тулово круглее и глиняная чаша для табака вместительнее. По свидетельству историка Л. И. Ремпеля в Бухаре того времени до 40 % взрослого мужского населения употребляли разного рода вещества, содержащие опий. Внешне опиекурильни походили на обычную чайхану. Их называли опиум-хане и токия-ханэ и, по словам С. Моравицкаго обычно в этих завдениях на полу был разостлан войлок и положена подушка. Возле них горела лампа, лежали принадлежности для курения опиума - трубка, железные спицы и щипчики. В "наша-ханэ" посетители могли покурить анашу, в кукнар-ханэ желающие пили дурманящий напиток, при этом им предлагали чай и еду. В отличие от этих заведений, в опиум-ханэ продавали только трубку, и они считались самыми дорогими. Курильщик вдыхал в себя дым зажжённого опиума два-три раза, затем ложился. В некоторых случаях опиум соединяли с табаком. На фотографии «Карка. Индусы. Курильня» бухарские индийцы сидят в помещении на фоне стены, на которой видны надписи и рисунки фигурок лошади, солнца, человечка» (стр. 278).



[885 x 658 пикс., 149 Кб]

Иллюстративный фонд МАЭ по народам Центральной Азии — одно из богатых и обширных в мире хранилищ документальных материалов, собранных русскими путешественниками и исследователями. Музейные рисунки и фотографии несут в себе важную информацию, наглядно раскрывают те стороны прошлого, которые уже безвозвратно исчезли и не нашли отражения в других исторических источниках. Многие из них принадлежат к числу редких. Цитируемому изданию и коллекции МАЭ на наших «Страницах» будет посвящена отдельная тема.

Н. ОРДЭ (варианты написания имени: Ф. ОрдэN, Ф. Ордер, Ордэн, Ордэт, Хордет) [? - не ранее 1897], фотограф, возможно, россиянин по происхождению, работал в 1870-1880-ые годы и нач. 1890-ых в Казахстане, Ср. Азии, Бессарабии, Греции, Турции, Баку, Тифлисе, Карачае, Чечне, Киеве, Полтаве, Персии и, видимо, Афганистане. Работы этого фотографа хранятся в ряде музейных собраний и частных коллекциях в России (например, четырёхтомный альбом РНБ с серией снимков, сделанных в Ташкенте, Бухаре и Кашгарии- том, Кавказ и Бессарабия, Греция, Ср. Азия, Бухара, Ташкент, Самарканд - II том, виды интерьеров резиденций бухарской знати - III том, фотографии видов Закаспийской ж/д и Военно-Грузинской дороги - IV том, предположительно, эти четыре тома и коллекция МАЭ происходят от одного коллекционера), Германии, Австрии, Щвейцарии; в 1894 и 1897 годах Петербургская Кунсткамера приобрела две большие коллекции фотографий О. на стеклянных негативах. Ряд работ Н. Ордэ попали в собрании МАЭ из частных коллекций де Лазари, Барщевского, Н. К. Зейдлица (1890), В. М. Иеромузо (1921), Н. С. Воронец (1946). Коллекции «Ф. ОрдэN» разобраны и описаны в начале 1950-ых годов.

ПУБЛИКАЦИЯ: В. А. Прищепова, Иллюстративные коллекции по народам Центральной Азии второй половины XIX — начала XX века в собраниях Кунсткамеры, Санкт-Петербург «Наука» 2011. — 452 с., ил. ISBN 978-5-02-038269-5

© МАЭ РАН, 2011
© Валерия Александровна Прищепова, 2011

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]