В ЗАСТАВКЕ: т.н. «Король-охотник», фреска из буддистского святилища в Какраке, современного урочища вблизи центральной долины Бамиана. Настенные росписи VII-VIII веков, собрание Кабульского музея.
КАКРАК, буддийское поселение первых веков нашей эры, состоящее из группы пещер, в провинции Бамиан , Афганистан, примерно в трех километрах к юго-востоку от центрального моастырского комплекса Бамиана. В литературе пещеры обычно называют буддийскими святилищами и жилищами буддийских монахов.
Какрак был обнаружен в конце XIX века британскими военными, действовавшими в этом районе, позднее его посетил французский ученый
Андре Годар в 1923 году. В период с июня по сентябрь 1930 года в Какраке работали
Ж. Акин и другие члены Французской археологической делегации в Афганистане ( DAFA/DÉLÉGATIONS ARCHÉOLOGIQUES FRANÇAISES)
Хакин изучил место и демонтировал со стен пещер уцелевшие фрагменты росписей, которые позднее были переданы на хранение в Кабульский музей и в Музей Гиме в Париже.
Все фрески Какрака были найдены в одной из двух пещер (условно называемой пещерой 43), которая служила поселенцам Какрака святилищем.
Недавнее радиоуглеродное исследовние образцов фресок, первоначально находившихся в пещере 43, позволило датировать их концом VII - серединой VIII веков н.э.
Уцелевшие фрески имеющие много общего с росписями Бамиана, были укрыты и спрятаны под слоем глины, возможно, благочестивыми буддистами, которые таким способом пытались спасти их от иконоборцев во время мусульманского завоевания.
Приложу описание фрески, сделанное в статье
Matteo Compareti Karkak site на сайте
iranicaonline.org (перевод с англ.):
Наиболее интересной фресковой композицией из Какрака, входящей в коллекцию Кабульского музея, является изображение так называемого «Короля-охотника»/«Царя-охотника», которая изображает некоего правителя, представленного рядом с двумя Буддами, сидящими справа от него.
«Король-охотник» - подвижный человек, сидящий на троне, покрытом тканями, под квадратной аркой, типичной для некоторых гандхарских рельефов. Он носит корону в виде тройного полумесяца и держит обеими руками небольшой лук, который, кажется, не соответствует двум очень большим стрелам , изображенным справа от него. Из-под правой стороны царского трона выступает передняя часть собаки, поднявшей голову и разинувшей пасть, как будто на кого-то лает.