Приветствую Вас Гость!
Воскресенье, 07.08.2022, 19:48
Главная | Регистрация | Вход | RSS| Страницы истории Афганистана

БАМИАН [45] КАРА-ТЕПЕ (Термез) [3] САМАНГАН (Айбак) [1] СУРХ-КОТАЛ [6]
ФАЯЗ-ТЕПЕ (Термез) [4] VARIOUS STATUES [68]

Главная » Фотоальбом » ПАМЯТНИКИ БУДДИЗМА » БАМИАН » «КОРОЛЬ-ОХОТНИК»

«КОРОЛЬ-ОХОТНИК»

т.н. «Король-охотник», фреска из буддистского святилища в Какраке, современного урочища вблизи центральной долины Бамиана. Настенные росписи VII-VIII веков, собрание Кабульского музея
В реальном размере 919x1341 / 597.8Kb
283 2 5.0

Добавлено 03.08.2021 baktria

Всего комментариев: 2
+1  
1 baktria   (03.08.2021 17:29) [Материал]
В ЗАСТАВКЕ: т.н. «Король-охотник», фреска из буддистского святилища в Какраке, современного урочища вблизи центральной долины Бамиана. Настенные росписи VII-VIII веков, собрание Кабульского музея.

КАКРАК, буддийское поселение первых веков нашей эры, состоящее из группы пещер, в провинции Бамиан , Афганистан, примерно в трех километрах к юго-востоку от центрального моастырского комплекса Бамиана. В литературе пещеры обычно называют буддийскими святилищами и жилищами буддийских монахов.

Какрак был обнаружен в конце XIX века британскими военными, действовавшими в этом районе, позднее его посетил французский ученый Андре Годар в 1923 году. В период с июня по сентябрь 1930 года в Какраке работали Ж. Акин и другие члены Французской археологической делегации в Афганистане ( DAFA/DÉLÉGATIONS ARCHÉOLOGIQUES FRANÇAISES)

Хакин изучил место и демонтировал со стен пещер уцелевшие фрагменты росписей, которые позднее были переданы на хранение в Кабульский музей и в Музей Гиме в Париже.

Все фрески Какрака были найдены в одной из двух пещер (условно называемой пещерой 43), которая служила поселенцам Какрака святилищем.

Недавнее радиоуглеродное исследовние образцов фресок, первоначально находившихся в пещере 43, позволило датировать их концом VII - серединой VIII веков н.э.

Уцелевшие фрески имеющие много общего с росписями Бамиана, были укрыты и спрятаны под слоем глины, возможно, благочестивыми буддистами, которые таким способом пытались спасти их от иконоборцев во время мусульманского завоевания.

Приложу описание фрески, сделанное в статье Matteo Compareti Karkak site на сайте iranicaonline.org (перевод с англ.):



Наиболее интересной фресковой композицией из Какрака, входящей в коллекцию Кабульского музея, является изображение так называемого «Короля-охотника»/«Царя-охотника», которая изображает некоего правителя, представленного рядом с двумя Буддами, сидящими справа от него.



«Король-охотник» - подвижный человек, сидящий на троне, покрытом тканями, под квадратной аркой, типичной для некоторых гандхарских рельефов. Он носит корону в виде тройного полумесяца и держит обеими руками небольшой лук, который, кажется, не соответствует двум очень большим стрелам , изображенным справа от него. Из-под правой стороны царского трона выступает передняя часть собаки, поднявшей голову и разинувшей пасть, как будто на кого-то лает.

+1  
2 baktria   (03.08.2021 17:33) [Материал]
Закрепившееся в науке название фрески: «Король-охотник» связано с короной на голове фигуры и наличием лука и собаки, хотя некоторые ученые предлагали идентифицировать его как Бодхисаттву , поскольку нимб, положение головы и его украшения явно называют вспомнить такого рода фигуры буддийской иконографии.



Прорисовка фреска (Kakrak hunter king, drawing).


Однако «король-охотник» мог являться и олицетворением местного божества, запечатлённого в акте его подчинения Будде. Иконографические черты фигуры изображённой на фреске из Какрака могут быть определены на основе индийских и местных элементов, то есть ещё добуддийских, скорее всего - зороастрийских.

Зороастрийский бог дождя Тиштрия/Tištrya кажется наиболее подходящим кандидатом, поскольку его иконография на картинах афганского городища Гулбян (Ḡulbiān) IV-V веков и в согдийском искусстве VII-VIII веков также включала лук и, прежде всего, пущенную стрелу.

Присутствие собаки тоже можно считать уместным атрибутом Тиштрия.

В зороастрийской литературе бог дождя отождествлялся с планетой Меркурий, и, по сути, астрономически-астрологический.

Гипотеза кажется предпочтительнее теории репрезентации божества, принадлежащего к вероучению, определенно антагонистичному буддизму. Точно так же, как это можно наблюдать на фресках в Бамиане, Какрак представляет собой очень интересную смесь буддийских и доисламских иранских традиций, которые имеют много общих черт с сасанидским искусством. (опущены ссылки в тексте на научную литературу и периодику).

M. Compareti, “The Painting of the “Hunter-King” at Kakrak: Royal Figure or Divine Being?” Annali di Ca’ Foscari 47/3, 2008, pp. 131-49.

Маттео Компарети (1971, Падуя), итальянский востоковед, выпускник Венецианского университета «Ca 'Foscari» (1999), защитил докторскую степень в Неаполитанском университете «L'Orientale», диссертация посвящена исследованиям памятников «Шелкового пути» (2005). Научные интересы варьируются от археологии и истории искусства иранских народов, таких как сасанидские персы и согдийцы, до археологии и истории искусства до-Танского и Танского периодов с особым вниманием к наличию заимствованных элементов (преимущественно иранского происхождения) в искусстве Китая VI-VII веков.

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ СТАТЬИ (англ. язык) IRANICAONLINEORG , iranicaonline.org, kakrak-site, 18.11.2016 (“KAKRAK,” Encyclopædia Iranica, online edition).

© M. Compareti, 2016
© iranicaonline.org, 2016

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]