В ЗАСТАВКЕ: Медальон в жемчужной кайме (диаметр 38 см, 0.22 Х 0.38 см) из ниши «Малого Будды» в Бамиане, декоративная роспись по тонированной глине масляными красками и природными пигментами: две птицы, смотрящие друг на друга и держащие в клювах нить жемчуга, мотив восходящий истоком к эпохе Сасанидов, когда, например, "фазан с лентой и ожерельем в клюве означал доброе предзнаменование" (Лилит Микэлян, см. ниже); V-VI в.в. н.э. Национальный музей в Кабуле, Exc. no. D.12.
Красный и белый жемчуг, почитаемый в буддизме и усмиряющий блезни сочетается с образом птиц – символами лекарств, которые, согласно представлениям традиционной буддистской медицины, даны самой природой и окружены, возможно, изображением чёток. А ленты, повязанные на шеи птиц: орлов, павлинов, фазанов и голубей - в искусстве Сасандского Востока означали царственную славу, найдя преемство и в христианском искусстве Армении, раннесредневековой Италии и новгородской иконописи.
"В 1930-х годах несколько резных фигур и фрагментов стенописных фресок из Бамиана и близлежащего монастырского комплекса в Какрак'е были перевезены в Кабульский музей членами DAfA - французской археологической миссии в Афганистане.
Точная датировка находок из долины Бамиан и её окрестностей все ещё остается достаточно проблематичной" (Каталог, см. ниже).
Публикация: Catalogue of the National Museum of Afghanistan, 1931–1985 – ISBN 978-92-3-104030-6 – © UNESCO 2006, p. 111
См. так же: Лилит Микаэлян, Мотив лент и ожерелий в средневековой скульптуре Армении и в искусстве Сасанидского Ирана. // Путем орнамента: Исследования по искусству Византийского мира. Сборник статей, М.: МАКС Пресс, 2013, С. 64-72
© Скан ресурса ACKU/Afghanistan Center At Kabul University