В ЗАСТАВКЕ: «КРАСНЫЙ ШАЙТАН», ок. 1982/83. Картинка расчитанная на афганского декханина, живущего совсем уж далеко в горах и полупустынях. Расчёт понятен: при первом же взгляде напугать и внушить отвращение. Подрисовали серп и молот и показывают картинку бородатому неграмотному крестьянину-подёнщику, всю жизнь горбатившемуся на баев и богатеев, смотри, каков из себя "коммунист", "шурави", понимаешь, "красный оккупант". Однако, надо же иметь немного совести, или нет?
Джин Симмонс, этот демонический дракон, несомненно, шайтан ещё тот*. Но какое отношение он имеет к "красным"? У нас, в СССР, в годы, когда неведомый мне по имени
душманский Малевич малевал своего "Красного Шайтана", группа рок-сатанистов
KISS была под негласным, но жесточайшим запретом, и падкой на цветастые западные фантики молодёжи её представляли как яркий пример буржуазного эстетства и вырождения западного искусства и массовой культуры. По мне, если бы и сейчас КИСС находилась у нас под запретом - не заплакал бы. Вот те истинный крест.
*
Gene Simmons, он же Хаим Виц (авг. 1949), бас-гитарист и вокалист хард-рок группы Кисс (с 1973), уроженец Израиля, к 1983 году отказался от своего характернаго макияжа и впоследствии выступал без него. Кстати, в будущем он решительно поддержит операцию по свержению в Ираке Саддама Хусейна. Вот уж шайтан - так шайтан. Но опять-таки - вовсе не "красный". Буржуазный шайтан, да, империалистический шайтан, да, вот, ещё можно так сказать: сионистский (и ещё какой, доложу я вам) шайтан. Так и следует подписывать свои шедевры. А то, понимаешь, "красный".
* * *
В приложение - отрывок из статьи о буржуазном искусстве из «Советской России» за январь 1982 года.
Шоу-бизнес не жалеет средств, чтобы закрепить в сознании молодежи стереотипы, которые в последние годы социологи все чаще именуют коротким немецким словом Kitsch.
Китч - это пошлость я безвкусица, откровенная халтура в искусстве. И недаром те журнальчики, которые наряду с пластинками поп-музыки давно уже стали единственным «эстетическим хлебом» для западных тинэйджеров. называют Кitsch-magazin - бульварным, низкопробным чтивом.
1979 год был самым "урожайным" на фотоиллюстрации концертных безумств американской группы КИСС - они появлялись чуть ли не в каждом номере "Браво". Волна "КИСС-истерии", как метко окрестили журналисты ажиотаж вокруг четырех музыкантов, чьи страшные, нелепые маски-грим, сценические образы фантастических монстров вызвали нездоровую реакцию со стороны подростков, прокатившись по страницам журнала, родила еще один приступ "китчевой болезни": сотни западногерманских школьников перенесли сценическую экстравагантность КИСС в повседневную жизнь.
На улицах Мюнхена, Гамбурга, Кёльна, Дюссельдорфа появились 15-18-летние юнцы, чьи лица были до неузнаваемости размалеваны гримом, и каждый носил "маску", своего "кумира": Джина Симмонса, Пола Стенли, Эйса Фрили или Питера Крисса.
Журнал "Браво", не мешкая, объявил конкурс на лучших "двойников" безумной четверки. Двадцати победителям были обещаны бесплатные билеты на концерты КИСС. С легкой руки "Браво" мода на размалеванные физиономии перекинулась в другие страны, и лишь к середине 1981 года утихла где-то на задворках Гонконга.
(
Александр Налоев, "Китч" атакует молодежь", «Советская Россия», 31 января 1982 г.)