Приветствую Вас Гость!
Вторник, 16.04.2024, 17:43
Главная | Регистрация | Вход | RSS| Страницы истории Афганистана

Ай Ханум [50] BACTRIAN IDOLS [9] Клад Окса [24] Тахти Сангин [8]
Тепе Заргаран (Балх) [1] Термез [17] Тилля Тепе [51]

Главная » Фотоальбом » АРХЕОЛОГИЯ » Ай Ханум » МЕНАДЫ

МЕНАДЫ

Правосторонняя фигурная ручка (от сосуда) с рогатыми женскими бюстами. 2-ое столетие до нашей эры. Музей Guimet.
1662 1 5.0

Добавлено 13.09.2012 baktria

Всего комментариев: 1
0  
1 baktria   (13.09.2012 21:42) [Материал]
В ЗАСТАВКЕ: Ручка металлического сосуда (котла?), декорированная женскими бюстами* на фоне виноградных листьев (в оригинале описания: «Poignée de chaudron, décorée de bustes féminins»)**, Афганистан, Ай-Ханум, «храм с уступчатыми нишами»***, III в. до н. э. Бронза, 13,7 см. Национальный музей Афганистана, Кабул. Инвентарный номер МК 04.42.6. © Тьерри Оливье © Музей Гиме.

* По мнению И. Н. Коровчинского, бюсты двух женщин, изображённых на фоне виноградного листа и с одной открытой из-под туники грудью, «напоминают» Кибелу или Атаргатис (Δερκετώ, עתרעתה). Коровчинский И.Н. Генезис архитектуры «храма с уступчатыми нишами» в Ай-Ханум.

** можно, однако, предположить, что на ручке сосуда изображены дионисийские менады.

МЕНАДЫ (др.-греч. Μαινάδες «безумствующие»), спутницы бога Диониса, украшенные виноградными листьями и увитые плющом, сбивавшиеся в фиасы (толпы) и следовавшие за ним. Они убивали диких животных и пили их кровь. В шкуры убитых животных одевались, подпоясывая их удушенными змеями. По легенде именно менады растерзали Орфея. Своими тирсами они выбивали в земле и скалах источники мёда и молока, играя на бубнах и цимбалах, они заманивали в свои фиасы молодых женщин, приобщая их к служению божеству.

МЕНАДА С ТИРСОМ И ЛЕОПАРДОМ роспись на килике, V в. до н. э. Музей античного малого искусства. Мюнхен.
ОКРУЖЕНИЕ ДИОНИСА

*** Согласно выводам, сделанным в совместном труде Бернаром и А. – П. Франкфором (Bernard P., Francfort H.-P., Etudes de geographie historique sur la plaine d’ Ai Khanoum (Afgnanistan) – CRA URA. № 10, I. P., 1978) период функционирования храма относится к эпохе Селевкидов, после 150 г. до н. э. здание храма было ограблено и сожжено. Позднее развалини, вероятно, неоднократно становились местом раскопок искателей сокровищ. Среди беспорядочно брошенных им предметов, некогда хранившихся в храме были обнаруженные французской археологической экспедицией диск с изображением Кибелы на колеснице, фрагменты ножек кресла (предположительно трона) из слоновой кости, кусочки и розетки листового золота, статуэтка атлета лиссиповского типа, найденная на уровне постгреческого пола (всего в храме обнаружены три уровня полов), женский бюст из гипса, мраморная ступня громадной статуи (предположительно Зевса) и др. находки. В Ай Хануме в сотне метров от северной городской стены имелся ещё один храм с «уступчатыми нишами». Исследователи склоняются к мнению, что аналогии и прототипы подобного рода постройкам имеются в меопотамских и новавилонских храмах. И. Н. Коровчинский о прототипах айханумских храмов высказывает следующее мнение: «Единственной греческой деталью в архитектуре храма являются ионические капители колонн. Поэтому прототипы данного храма не приходится искать в Греции, но их нет и среди более ранних храмов Ирана» (автореф. канд. диссертации).

© Тьерри Оливье
© Музей Гиме

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]