Общественные фонтаны, подобно гимнасиям и полисным театрам - типичные греческие памятники. Каменный фонтан рядом с Аму-Дарьёй имел водосливы, художественно оформленные в виде дельфина, львиной головы-маскарона, и редко встречающейся формы театральной маски. Выразительная голова, воспроизводит театральную маску, использовавшуюся для исполнения актёром комедийной роли раба-повара.
Римский маскарон из северной Бактрии I - II вв. н.э. (1973, Шахри-Гульгуль, Южно-Сурханское водохранилище, Узб. ССР, случайная находка, 8 * 5 * 3,5 см)
"Судя по форме и обработке, маскарон был вмонтирован в какое-то гнездо, выступая из него лишь на три четверти своего объема. Он мог входить и в оформление небольшого переносного алтаря, посвященного Дионису — богу эллинов, с которым связывалось создание театра, или какого-то крупного сосуда типа кратера.
Сурханский маскарон (или предмет, украшением которого он являлся) завезен в отдаленный район Северной Бактрии из Средиземноморья при Кушанах. Указать на прямую аналогию его в греко-бактрийском искусстве мы затрудняемся, стилистически же сходных памятников немало. Овал лица, рисунок раскрытого рта, трактовка лба, бровей, глаз в глубоких веках с пластической разработкой зрачков напоминают черты бородатой маски в руках статуи Музы Трагедии из Мантуи (Ватиканский музей), представляющей римскую копию греческого оригинала. По стилю сурханский маскарон особенно сближается с мраморным маскароном юноши из Тарента (период позднереспубликанского Рима) с его утрированно вытянутым овалом лица, богатой светотенями лепкой мышц, подбородком с ямочкой (однако рот у него трактован почти натурально). По стилистическим данным близко по времени — в рамках I в. до н.э.—1 в. н.э. может быть датирован и наш маскарон".
Источник: История и культура античного мира.- М.: 'Наука', 1977.
«Гротескная голова старика с широкой бородой, выпученными глазами, высоко поднятыми толстыми бровями с очень широким («эпатирующим») носом и с торчащими в стороны ушами оценивается П. Бернаром неверно. Исследователь считает, что это голова не может принадлежать никому другому, кроме раба – повара из новой комедии Менандра, и должны была вызвать ведение театральных изображений. «Может быть, вы подумаете, что увлечён воображением и что эти доводы за пределами здравого смысла, так как , скажете вы, эта маска не имеет иного значения, кроме того, что это просто декоративный мотив и что она отсылает к жругой реальности, а не к реалиям местных сценических изображений» [Bernard P. Compagne de fouilles à Ai Khonoum en Agfhanistan, CRAI p. 310]»
И. Р. Пичикян, «Культура Бактрии. Ахеменидский и эллинистический периоды», М., «Наука», ГРВЛ, 1991 стр. 252.
Музей Гиме [Musée national des Arts asiatiques-Guimet] был создан лионским промышленником Эмилем Гиме (Émile Guimet) [1836—1918] изначально задумавшего создать музей, посвящённый религиям Египта, Азии, а также античным религиям. В основу будущего музея им предполагалось положить коллекцию, собранную во время его путешествий: он посетил Грецию, Египет, а затем совершил и кругосветное путешествие (1876) с остановками в Японии, Китае и Индии. Впервые эта коллекция была выставлена в Лионе в 1879 году, а уже в 1889 году коллекция Гиме переезжает в Париж. Афганская коллекция музея начинает свою историю с выставки 1900 года, когда в музее были экспонированы сотни предметов т. н. Гандхарского искусства — в том числе и знаменитая статуя Бодхисаттвы I—III век ( cм. ТУТ ), унаследованная музеем Гиме вместе со всем департаментом восточных искусств Лувра. В настоящее время музей располагается в XVI округе Парижа, ближайшие станции метро — Iéna, Trocadéro и Boissière. Музей открыт каждый день кроме вторников и праздничных дней. Часы работы: с 10:00 до 18:00.